Картинка профиля sTs

Заводские и самодельные термопрокладки — кто кого!?

25.05.2012 в Неопознанное

Картинка профиля sTs

About sTs

С наступлением жары компьютер становится громче и начинается борьба за градусы. Как снизить шум компьютера своими руками? Как сделать хорошие термопрокладки самому? В этой статье автор привёл тесты самодельных термопрокладок и стандартных, которые стояли с самого начала. Результат достоин внимания.

Введение

Термопрокладка — неотъемлемая часть любой видеокарты у которой стандартная СО турбинного типа. Она устанавливается между областями контакта интенсивно нагреваемой области (видеопамять, GPU) и радиатором для лучшего отвода тепла.

В данной статье я расскажу как можно в домашних условиях сделать и установить термопрокладку не уступающую по производительности заводским.

Материалы

Для роботы нам понадобится:

  1. Линейка
  2. Термопаста (Желательно что бы было 2-е. Вязкая и пожиже)
  3. Медицинский бинт (Желательно с маленьким размером сетки)
  4. Салфетки
  5. Ножницы
  6. Отвертки (Одна для откручивания, вторая для укладки и притрамбовывания термопасты)
  7. Чистый и просторный рабочий стол 🙂 С последним у самоделкиных проблемы
  8. Пласкогубцы
  9. Ножницы по металлу
  10. Пластина меди, алюминия (Толщина подбирается в каждом случае индивидуально. В моем случае я использовал толщины: медь — 0.8 мм, алюминий — 1мм)
  11. Любой материал для полировки поверхностей

Термопрокладки своими руками на mozgochiny.ru

Пациент

Для эксперимента я использовал MSI NX8800GTS-T2D320E-HD-OC.

В СО этой карты установлено 23 термопрокладки. Чипы памяти используют 10 термопрокладок, их мы и будем менять.

Изготовление и замена термопрокладок

Владельцы карт турбинного типа при перемазывании термопасты на GPU часто сталкиваются с проблемой отваливания или развала термопрокладок. Это может быть вызвано некачественной термопрокладкой, криворукостью пользователя, или просто термопрокладка изживает себя.

Термопрокладка, установленная в данной карте, это термопаста средней вязкости закрепленная двумя тонкими бинтами сверху и снизу пластины. Мы будем делать что-то на подобие заводской термопрокладки.

Для начала нужно снять заводские термопрокладки. После этого хорошо протереть и убрать остатки термопрокладок (если таковые есть) с памяти и с радиатора СО.

Потом вам нужно измерить площадь контакта памяти и СО. Потом по вашим замерам вырезать из бинта подходящий кусок. Вырезать нужно с запасом 5мм как в высоту так и в ширину, так как при смазывании бинта термопастой бинт немного стянется.

Отрезанные бинты мы будем смазывать термопастой. Для этого я использовал термопасту КПТ-8. Делать это нужно очень нежно, силу прикладывать нужно в меру, что бы не порвать бинт.

Вот так выглядит потенциальная термопрокладка:

Термопасты нужно не переборщить, старайтесь мазать в меру. Почему же нельзя между памятью и СО просто наложить термопасты? Потому что при нагреве термопаста может потечь или растечься, что не есть хорошо, а бинт дает термопасте определенной прочности и вязкости, хоть и в небольшой ущерб теплопередачи, впрочем для памяти это не так критично как для GPU/CPU. Хотя как покажут дальше тесты новые термопрокладки выиграют ~ 5 градусов у заводских.

Перед наложением смазанных бинтов, смажьте секции для памяти и саму память тонким слоем термопасты, это немного улучшит «дружбу» контактной области с бинтом. Тут желательно использовать термопасту не вязкую, а жидкую. Она послужит клеем между бинтом и контактной областью.

Когда уложите термопрокладку, лишние бинты отрежьте ножницами. Затем хорошо утрамбуйте их тонкой отверткой.

Цепляем СО на место, и можно сказать что готово!

Многие из вас скажут что сделанные в домашних условиях термопрокладки проиграют заводским термопрокладкам. Я провел тестирование с помощью термопары.

Тестирование

Температура в комнате где проводилось тестирование была на уровне 24-25 градуса. Карта без модов и разгона. Частоты карты составляют 576/1350/1674 для GPU/шейдерного домена/памяти соответственно. Турбина у СО была раскручена на 100%, а это ~2900 об/мин.

Температура в режиме покоя была снята через 10 мин после интенсивной нагрузки карты GPU Caps Viewer в обеих случаях. Температура фиксировалась: Riva Tuner V2.24. В режиме покоя, температура GPU была 54 градуса, в режиме нагрузки температура GPU была 75 градуса.

Вот тестовый стенд:

  • Intel Core 2 Duo E6750 3.5Ghz (444*8, Vcore 1.36)
  • ASUS P5B Deluxe rev 1.2 (BIOS 1215)
  • Thermalright Ultra 120 eXtreme + Noctua 2*NF-P12
  • Thermaltake Extrime Spirit 2
  • 2Gb Corsair XMS2 6400C4 888Mhz (4-4-4-12) V2.2
  • MSI GeForce 8800 GTS 320Мб
  • Gainward 9500GT PhysX
  • Seagate 250GB SATA, WD 500GB SATA 2
  • Корпус: Raidmax Smilodon

Фото тестового стенда:

Соломинку термопары я поместил между самой памятью и термопрокладкой, именно так я получу приближенные данные.

Температурные режимы

Как видно из графиков преимущество на стороне самодельных термопрокладок.

Самодельные термопрокладки ни только ничем не уступают термопрокладкам идущим в комплекте с СО видеокарты, а и выигрывают несколько градусов. Процесс замены не сложен. Все что для этого нужно это прямые оверклокерские руки, немного смекалки и конечно же времени.

Алюминий и медь

В своем случае я не использовал ножницы по металлу так как не имею их. При покупке меди и алюминия я нарезал нужные себе пласты.

Измеряем площадь контактной области памяти и СО. После этого из металла вырезаем подходящие пластины.

Пластины должны быть максимально ровными и чистыми для лучшей проводимости тепла.

Отполированною и ровную пластину клеим на чипы памяти, предварительно смазав чипы термопастой.

Я нарезал медь и алюминий одной пластиной, а не отдельно кусочками для каждого чипа потому что у меня возникли некоторые трудности про монтировании СО, но отрицательно на эффективности это не скажется. Нарезая пластины меди/алюминия важно покрыть всю площадь чипа памяти, не оставляя пустой площади. Так же стоит смазать на СО секции контакта с пластинами, термопастой.
Тестирование

Я не положил ее между пластиной и радиатором потому что температура GPU была 75, и я бы измерял температуру радиатора.

Результаты тестов

Как видно в режиме покоя карты особой разницы между медью и алюминием нет. Зато видна большая разница меди с заводской термопрокладкой.
Как показывает график абсолютным лидером термопрокладок оказалась медь, что впрочем и не удивительно. Она обладает очень высокой теплопроводностью. Аутсайдером оказалась заводская термопрокладка.

Вывод

Как видно, процесс замены не сложен. Все что для этого нужно это прямые руки, немного смекалки и конечно же времени. Возможно некоторые скажут что результат не стоит потраченного времени на замену термопрокладок, но в случаях когда каждый градус на счету, данная замена необходима.

(Источник)

  • RSS
  • Facebook
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • В закладки Google
  • Blogger
  • Twitter

17 ответов на Заводские и самодельные термопрокладки — кто кого!?

  1. Интересный опыт проведен, только вот наличие термопасты в любом случае позволяет существенно увеличить теплопередачу, а дополнительные источники движения воздушных масс ускоряют процесс охлаждения. Потому не стоит про такие вещи забывать.
    PS Из своего опыта: После перегрева видеокарты и реальной возможности, произвел установку дополнительного вентилятора. Температура карты под нагрузкой упала на 20-30 градусов. После замены термопасты на тепловых элементах добился падения температуры на 30-35 градусов. Измерения проводил инфракрасным, дистанционным пирометром. Инструмент был поверен и имел погрешность +-1 градус.

  2. Цензура*
    1. некогда бинт не применяеться в виде основы в любых прокладках. для этого существует стеклоткань стекло сетка и так далее .. всё наименования отличаються плотностью негорючестью и теплопроводимостью.. адлее последние пасты имеют уже 10вт теплопроводимости и основу не силикон а масла точно не скажу какие производитель хранит тайну производства но паста не высыхает вообще после даже 3 лет усиленной работы. сразу замечу что данная паста и прокладки не поступают в розничную сеть можете не искать.
    2. все прокладки идут основа виде резины или силикона— китай резина серьёзные производители силикон и наполнителя керамики или графита… керамика не токо проводящие графит токо проводящие… так же есть один вид прокладок с восковым наполнителем бывают только 0.2мм толщиной проводимость 8вт и служат заменой термопасте
    3. все производители которые указывают прокладки по шору 25-35 тоесть жвачка как в народе прозвали и проводимость 5-6 вт полный развод.. шор 25-35 не может быть более 3вт. поясняю естьоснова есть наполнитель чем больше наполнено в осонову керамики тем больше проводимость но тем жоще прокладка. 5-6 вт прокладки имеют шоор 60..
    4. у нормального производителя указываеться прокладки до 1мм. и их проводимость свише 1мм делаються под заказ или усиленные стеклотканью или двухслойные.. причом идёт потеря 0.5вт на утолщении.
    вот где то так. на фото привожу прокладки которыми работаю сам уже не один год и проблем с ними не когда не было и не будет. китай делает в склад прокладки и пасту . любой производитель заявляет срок хранения 1 год прокладки имеют свойство высыхать как и паста… потому до потребителя восновном доходят уже или просроченные или близко к этому. у меня всё по другому сначала заказ оплата запускают заказ в производство потом отправка на всё 2-2.5 месяца уходит.. но зато всё свежие и качественное.. как видно на фото каждый вид прокладки имеет свою маркировку!

  3. Ау люди! Здесь кто-то еще тусуется? Совет нужен. У меня на ноуте одна система охлаждения, одна медная трубка на чип и процессор. Я так понимаю, если повышенная теплоотдача будет на чипе, то процессор будет сильнее греться. Как правильно подобрать теплопроводность (5 W/m-K, 3 W/m-K, 1 W/m-K).

    Я не волшебник я только учусь (на чужих ноутбуках) 🙂

    • Конечно тусуется) 3000 человек каждый день. Если я правильно понял вопрос, то чем выше, тем лучше. Метод проб и ошибок)

    • Подбирай «рандомным» способом

  4. Закупал партию дохлого железа, попалась видяха с термопрокладками по похожей технологии. Только там вместо бинта использовалось что-то похожее на куски стеклоткани вырезаные по размеру родных «резинок»… Правда качество исполнения ужасное. Все что только можно было перемазюкано трермопастой.

  5. Что за чушь вы понаписали, какой еще перегрев GPU ? Да будет вам известно, что при проектировании системы охлаждения закладывается суммарное значение тепловыделения элементов, которое должна рассеивать СО и в расчет берется именно реальное тепловыделение, а не как вы себе нафантазировали — то которое может быть передано через термопрокладки или термопасту. Таким образом улучшение теплового контакта пойдет только на пользу устройству и элементам находящимся на плате.
    Автору спасибо за статью!

  6. -=sTs=-, прочитал отчет, спасибо. сделал для себя выводы, так как сам задумывался чем можно заменить штатные термопрокладки или симпровизировать, если их вообще нет. а Виталий в явном виде просто специалист по сотрясанию воздушных масс,-)

    • Согласен 😉 Ссылка на первоисточник стоит в конце.. Я лишь немного подкорректировал и разместил здесь.

  7. Руки за такое надо откручивать. Что бы не извращались.
    Нарушена технология системы охлаждения, да ещё и ужасно как нарушена!!!

    • Как именно?

      • при работе нам не столь важны сами чипы памяти на видеокарте как сам процессор. если увеличить теплопроводность одной части платы к радиатору то сам радиатор будет грется больше, а теплоотдача не изменится. а перегрев самого графического процессора может быть фатальной для видеокарты. все — таки компьютерное оборудование тестируется и проэктируется не криворукими китайцами — сборщиками. имхо все — таки (:

  8. Помогло, искал долго прокладки не нашел, термопаста и алюминиевые пластинки от радиатора помогли решить задачую

  9. Заводские термопрокладки бывают разной теплопроводности — 1 WMK, 3 WMK и 5 WMK. Например термопрокладка на 5WMK толщиной в 5 мм охлаждает так-же эффективно, как термопрокладка на 1 WMK, толщиной 1 мм. Вот тут можно подобрать заводскую теплопроводящую подложку — http://thermoscotch.ru/thermopad.html

    • Тут привыкли делать ВСЁ СВОИМИ РУКАМИ. Так что не надо рекламить пожалуйста. И музыка на сайте это зло! 🙂

    • и они бывают разных производителей, например от немецкого производителя kerafol. http://kerafol.ru/produktsiya — большой выбор там кстати. и помимо подложек есть еще и термопасты.

  10. Отличная статья 🙂

Прокомментировать

Перейти к верхней панели