Самодельная солнечная батарея из диодов

Всем привет!
Не нужно объяснять, как важно сейчас экономить такой ценный ресурс, как электроэнергия. Всегда хочется, чтобы хоть какое-то устройство работало, а кушать (в смысле денег за электричество) не просило. Вот и мне захотелось кусочек халявы — и решил я сделать себе солнечную батарею. А что — висит себе где-нибудь на балконе, места не занимает, а пользу ( и радость) приносит. Всю неделю читал статьи про солнечные батареи из диодов и транзисторов и решил начать с подобной конструкции.

Выбрал диоды Д223Б

001

Почему именно их? Во-первых — у них удобный стеклянный корпус (а значит ничего разбирать не нужно — только содрать краску). Кстати, краска в ацетоне не размокает, но становится мягкой и легко удаляется просто ногтём. Действие других растворителей не проверял. Во-вторых корпус у них достаточно небольшой, что позволяет добиться высокой плотности монтажа. Ну и в-третьих — из всех диодов в таком корпусе у Д223Б наибольшее напряжение (порядка 350 мВ на прямом солнце). Итак, с диодами определились — бежим в магазин! Одна коробка диодов (100 штук) стоит 130 рублей. Обратите внимание на дату выпуска — 1992 год(!) Лишь на 2 года моложе меня)

002
003

Теперь нужно сложить диоды в стеклянную банку, залить ацетоном и убрать куда подальше. Пока они размокают — займёмся платой. Сначала я расчитывал сделать батарею на 5 вольт, но когда плата уже была готова — решил впаять диоды по-другому (на листе блокнота набросал, кстати, масштаб 1:1, размер клетки 5Х5 мм).

004
005
006
007
008-1

Теперь достаём пинцетом диоды по одному и очищаем их от краски. Я просто ногтём сковыривал. Ничего сложного. Затем подключаем к одному из низ вольтметр, подставляем подопытного под лучи солнца или лампочки и находим плюсовой вывод, загибаем его, как на фото ниже.

008-2

Это необходимо из-за особенностей расположения кристалла — при таком размещении на плате кристалл будет освещён лучше всего, а значит получим больший ток и напряжение.
Выводы таким образом нужно загнуть у всех диодов.
Теперь нужно все диоды впаять в плату. У меня на это ушло около часа. Ну вот, плата готова, и можно испытывать — подключаем вольтметр и на солнце её!

009
010

Для испытания под нагрузкой подключил ионистор на 0,47 Ф. Самодельная Батарея Мозгочина заряжает его до 2,5 В примерно за 2 часа. Из расчётов получается ток примерно 0,3 мА (300 мкА). Плата получилась размером 65Х100 мм. Неплохо для самоделки.

А теперь сравним нашу конструкцию с заводской. Для этой цели я купил светодиодный фонарик за 50 р.
011
012

Внутри, кроме солнечной батареи, находятся: хороший белый светодиод, аккумулятор (АА, Ni-Cd, 150 мА/ч, на фото он желтого цвета), и плату управления всем этим хозяйством ( ну как плата… одна четырёхногая микросхемка и резистор).

013
014
015
016
017
018

Солнечная батарея совсем маленькая — 3Х3 см. Честно говоря, я надеялся на большее. Но и на том китайцам спасибо)

А теперь сравним фабричную батарейку с нашим самопалом:

Батарея Мозгочина:

  • площадь — 6500 мм.кв.;
    напряжение — 2,5 В;
    сила тока — 0,3 мА;
    мощность — 0,75 мВт;
    стоимость — около 150 руб;

Заводская батарея:

  • площадь — 900 мм.кв.;
    напряжение — 1,2 В;
    сила тока — 5 мА;
    мощность — 6 мВт;
    стоимость — 50 Руб.

Итак, что мы имеем? При в семь раз большей площади и втрое большей стоимости Батарея Мозгочина выдаёт в восемь раз меньшую мощность. Что же получается, китайцы нас сделали? Не совсем. Во-первых нужно помнить, что это всё-таки самоделка. Во-вторых — она сделана из деталей, вообще-то для этого не предназначенных. Ну и кроме того, сравните механическую прочность китайского стекла и отечественного текстолита. Нашу батарею можно спокойно уронить с шестого этажа на асфальт — максимум что с ней случится — разобьются корпуса у пары диодов. Ничего критичного.

Выводы делать вам, но я свою батарею на запчасти не пущу, а буду использовать по назначению. Во-первых — её мощность не так уж и мала. А во-вторых просто приятно, что творение твоих рук работает практически на равных с заводской конструкцией.

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

31 Replies to “Самодельная солнечная батарея из диодов”

  1. Хочу сделать такую же солнечную батарею уже набрал диодов штук 100. У меня к вам просьба — не могли бы вы сфотографировать свою с.батарею с другой стороны

  2. Diod D223b — germanevyi, srednechastotnyi, detektornyi,
    s bolshoy prohodnoy emkost’u i reaktivnym soprotivleniem.
    Germanyi sklonen k okisleniu pod luchami Solntsa i diffuznye
    domeny electonyx dyrok bystro istoshat’sya.
    Vasha batareya budet davat’ vse menshe energii.
    Menyate skorey na isolirovannyi Kremnevyi diod s baryerom
    Shotki.

  3. Все очень дороговато вышло. Сейчас можно готовые купить и сложить. Будет эффективнее и меньше места будет занимать.

    1. В данном случае автор взял фольгированный стеклотекстолит,просверлил отверстия, нарисовал дорожки маркером и протравил. В интернете полно различных способов изготовления плат, так что лучше найти метод по возможностям.

  4. Хорошая идея. На работе кажется, такие диоды в коробках лежат. Может я ошибаюсь, но если предположить, что собрав две такие батареи можно получить 5 В, достаточно ли для зарядки мобильного телефона или мы 5 В без нагрузки получим? Тока достаточно будет от двух батарей для зарядки?

  5. А если разместиь диоды у самодельной Соленчной батареи не на не прозрачной плате а наоборот на прозрачной изготовленной из прозрачного оргстекла, а то и разместить их на «лоскутке» из прозрачного пластика из п. бутылок что бы не искать это оргстекло и под этой платой установить самодельное пластиковое зекркало, и такие же зеркала установить со всех боков (вертикально относительно Земли), то будет самодельная я думаю батарейка выдавать больший ток. Солнечный свет будет отражаться от зеркал и вновь подсвечивать светом снизу и сбоков панель празрачную панель Солнечной самодельной батареи. А теперь еще одна вещь! Верхнюю пластинку из оргстекла нужно сделать полупрозрачной чтобы она внутрь пропускала свет, а позже свет с обратной стороны внутри вновь от нее отражался и попадал на панель батареи, и вновь проходя через нее а также отражаясь и от корпусов диодов поподал на зеркала и отражаясь от них вновь подсвечивал диоды! Это Солнечно-коллекторная Солнечная батарея! И этот способ является общественным достоянием, хотя в будущем ведь все равно отменят все патентование, и будут все изобретения иметь статус общественного достояния! Благодарю, желаю удачи и счастья!

    1. Зеркала по бокам должны увеличить КПД. Полупрозрачная пластина сверху будет отсекать процентов 50 энергии на входе) Описанный эффект не увеличит КПД на столько же на повторном отражении.

    1. А я уже использую)
      Я использовал ту микросхемку от китайского фонарика, о которой говорится в статье, только к ней подключил и родную солнечную батарею, и свою самоделку, соединив их в параллель. И прикрепил всё это на окно. Самодельной батареей наружу, а фабричной — в комнату. Вместо родного белого светодиода включил три штуки разноцветных через резисторы (сопротивление подобрал эмпирически). Теперь когда темно на улице и в комнате (ночь и все в доме спят или отсутствуют) у меня на окне будто светлячки живут) Красиво выглядит. Ещё бы заставить их двигаться по замысловатым траекториям и бесшумно)

        1. Действительно странно. На микросхеме ничего не написано — корпус маловат. Рядом с ней на текстолите написано YGC-801-3. И похоже это не преобразователь напряжения. Замерил напряжение на работающем светодиоде — как раз около 1,2 В (если быть точным — 1,17 В). Диод при этом светится.

          1. Могу 100% сказать что ето все таки индуктивность . А напряжение такое показивает потому , что частота там большая . Попробуй замерять через диод , а паралельно выводам вольтметра подключи конденсатор (микрфарад так 50) . Должно показать минимум 3 вольта .

            1. Действительно, вольтметр показывает 2,7 В. Ни разу не видел индуктивности в корпусе и с маркировкой таких резисторов. Спасибо за подсказку)

  6. Но ведь нет ценнее опыта, чем собственный)
    У меня тоже была идея построить такую батарею, но на красных прозрачных светодиодах (они по показателям били лучше синих, зеленых и белых, а в отличие от диодов, или транзисторов их не нужно разбирать). Но подсчитав, сколько мне их понадобится для 1 вата свободной энергии (около 13 000 — число впечатляет!) я отказался от этой идеи.

    Однако автору большое спасибо, за то что не остановился на теоретических расчетах, основанных на опытах над единичными экземплярами диодов, а создал целую батарею.

  7. Просто светодиоды выдают большее напряжение, но меньший ток. Я тоже сначала на них хотел сделать. А что касается малого тока — не думаю, что это очень уж большая проблема. Цепляем к батарее какой-нибудь аккумулятор и пусть себе заряжается. А когда нужно, например, телефон зарядить — заряжаем его не непосредственно от батареи, а от аккумулятора. Я например заряжаю свой телефон раз в три-четыре дня. За столько времени, думаю, батарея + аккумулятор смогут достаточно энергии запасти. Стоит попробовать)

Добавить комментарий

* Copy This Password *