Самодельная солнечная батарея из диодов

25.03.2013 в Электронные самоделки

Всем привет!
Не нужно объяснять, как важно сейчас экономить такой ценный ресурс, как электроэнергия. Всегда хочется, чтобы хоть какое-то устройство работало, а кушать (в смысле денег за электричество) не просило. Вот и мне захотелось кусочек халявы — и решил я сделать себе солнечную батарею. А что — висит себе где-нибудь на балконе, места не занимает, а пользу ( и радость) приносит. Всю неделю читал статьи про солнечные батареи из диодов и транзисторов и решил начать с подобной конструкции.

Выбрал диоды Д223Б

001

Почему именно их? Во-первых — у них удобный стеклянный корпус (а значит ничего разбирать не нужно — только содрать краску). Кстати, краска в ацетоне не размокает, но становится мягкой и легко удаляется просто ногтём. Действие других растворителей не проверял. Во-вторых корпус у них достаточно небольшой, что позволяет добиться высокой плотности монтажа. Ну и в-третьих — из всех диодов в таком корпусе у Д223Б наибольшее напряжение (порядка 350 мВ на прямом солнце). Итак, с диодами определились — бежим в магазин! Одна коробка диодов (100 штук) стоит 130 рублей. Обратите внимание на дату выпуска — 1992 год(!) Лишь на 2 года моложе меня)

002
003

Теперь нужно сложить диоды в стеклянную банку, залить ацетоном и убрать куда подальше. Пока они размокают — займёмся платой. Сначала я расчитывал сделать батарею на 5 вольт, но когда плата уже была готова — решил впаять диоды по-другому (на листе блокнота набросал, кстати, масштаб 1:1, размер клетки 5Х5 мм).

004
005
006
007
008-1

Теперь достаём пинцетом диоды по одному и очищаем их от краски. Я просто ногтём сковыривал. Ничего сложного. Затем подключаем к одному из низ вольтметр, подставляем подопытного под лучи солнца или лампочки и находим плюсовой вывод, загибаем его, как на фото ниже.

008-2

Это необходимо из-за особенностей расположения кристалла — при таком размещении на плате кристалл будет освещён лучше всего, а значит получим больший ток и напряжение.
Выводы таким образом нужно загнуть у всех диодов.
Теперь нужно все диоды впаять в плату. У меня на это ушло около часа. Ну вот, плата готова, и можно испытывать — подключаем вольтметр и на солнце её!

009
010

Для испытания под нагрузкой подключил ионистор на 0,47 Ф. Самодельная Батарея Мозгочина заряжает его до 2,5 В примерно за 2 часа. Из расчётов получается ток примерно 0,3 мА (300 мкА). Плата получилась размером 65Х100 мм. Неплохо для самоделки.

А теперь сравним нашу конструкцию с заводской. Для этой цели я купил светодиодный фонарик за 50 р.
011
012

Внутри, кроме солнечной батареи, находятся: хороший белый светодиод, аккумулятор (АА, Ni-Cd, 150 мА/ч, на фото он желтого цвета), и плату управления всем этим хозяйством ( ну как плата… одна четырёхногая микросхемка и резистор).

013
014
015
016
017
018

Солнечная батарея совсем маленькая — 3Х3 см. Честно говоря, я надеялся на большее. Но и на том китайцам спасибо)

А теперь сравним фабричную батарейку с нашим самопалом:

Батарея Мозгочина:

  • площадь — 6500 мм.кв.;
    напряжение — 2,5 В;
    сила тока — 0,3 мА;
    мощность — 0,75 мВт;
    стоимость — около 150 руб;

Заводская батарея:

  • площадь — 900 мм.кв.;
    напряжение — 1,2 В;
    сила тока — 5 мА;
    мощность — 6 мВт;
    стоимость — 50 Руб.

Итак, что мы имеем? При в семь раз большей площади и втрое большей стоимости Батарея Мозгочина выдаёт в восемь раз меньшую мощность. Что же получается, китайцы нас сделали? Не совсем. Во-первых нужно помнить, что это всё-таки самоделка. Во-вторых — она сделана из деталей, вообще-то для этого не предназначенных. Ну и кроме того, сравните механическую прочность китайского стекла и отечественного текстолита. Нашу батарею можно спокойно уронить с шестого этажа на асфальт — максимум что с ней случится — разобьются корпуса у пары диодов. Ничего критичного.

Выводы делать вам, но я свою батарею на запчасти не пущу, а буду использовать по назначению. Во-первых — её мощность не так уж и мала. А во-вторых просто приятно, что творение твоих рук работает практически на равных с заводской конструкцией.

  • RSS
  • Facebook
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • В закладки Google
  • Blogger
  • Twitter

31 ответ на Самодельная солнечная батарея из диодов

  1. Хочу сделать такую же солнечную батарею уже набрал диодов штук 100. У меня к вам просьба — не могли бы вы сфотографировать свою с.батарею с другой стороны

  2. Diod D223b — germanevyi, srednechastotnyi, detektornyi,
    s bolshoy prohodnoy emkost’u i reaktivnym soprotivleniem.
    Germanyi sklonen k okisleniu pod luchami Solntsa i diffuznye
    domeny electonyx dyrok bystro istoshat’sya.
    Vasha batareya budet davat’ vse menshe energii.
    Menyate skorey na isolirovannyi Kremnevyi diod s baryerom
    Shotki.

  3. Давно искал этот материал но нашел эго только на Вашем сайте. Более точно и кратко чем Вы никто этот материал не изложил.

  4. Такую «батарею» можно использовать для детектирования света. Смотреть Фотодиод.

  5. Все очень дороговато вышло. Сейчас можно готовые купить и сложить. Будет эффективнее и меньше места будет занимать.

  6. как сделать плату?

    • Не совсем понял вопрос.

    • В данном случае автор взял фольгированный стеклотекстолит,просверлил отверстия, нарисовал дорожки маркером и протравил. В интернете полно различных способов изготовления плат, так что лучше найти метод по возможностям.

  7. Хорошая идея. На работе кажется, такие диоды в коробках лежат. Может я ошибаюсь, но если предположить, что собрав две такие батареи можно получить 5 В, достаточно ли для зарядки мобильного телефона или мы 5 В без нагрузки получим? Тока достаточно будет от двух батарей для зарядки?

  8. А если разместиь диоды у самодельной Соленчной батареи не на не прозрачной плате а наоборот на прозрачной изготовленной из прозрачного оргстекла, а то и разместить их на «лоскутке» из прозрачного пластика из п. бутылок что бы не искать это оргстекло и под этой платой установить самодельное пластиковое зекркало, и такие же зеркала установить со всех боков (вертикально относительно Земли), то будет самодельная я думаю батарейка выдавать больший ток. Солнечный свет будет отражаться от зеркал и вновь подсвечивать светом снизу и сбоков панель празрачную панель Солнечной самодельной батареи. А теперь еще одна вещь! Верхнюю пластинку из оргстекла нужно сделать полупрозрачной чтобы она внутрь пропускала свет, а позже свет с обратной стороны внутри вновь от нее отражался и попадал на панель батареи, и вновь проходя через нее а также отражаясь и от корпусов диодов поподал на зеркала и отражаясь от них вновь подсвечивал диоды! Это Солнечно-коллекторная Солнечная батарея! И этот способ является общественным достоянием, хотя в будущем ведь все равно отменят все патентование, и будут все изобретения иметь статус общественного достояния! Благодарю, желаю удачи и счастья!

    • Зеркала по бокам должны увеличить КПД. Полупрозрачная пластина сверху будет отсекать процентов 50 энергии на входе) Описанный эффект не увеличит КПД на столько же на повторном отражении.

  9. Один транзистор П210 дает больше 1 вольта , вот ток не помню, — давно это было.

    • Ну не может он выдавать больше 1В , ток 10мА еще думаю да , но не напряжение . Я в свое время собирал батарею на д226 и кд202 и транзисторах серии п213-217 .

  10. Пошел в магазин купил за 600 тг. солнечную батарею, выдаёт 5.5v

  11. нормально главное без затрат

  12. И где же вы будете её использовать? =))

    • А я уже использую)
      Я использовал ту микросхемку от китайского фонарика, о которой говорится в статье, только к ней подключил и родную солнечную батарею, и свою самоделку, соединив их в параллель. И прикрепил всё это на окно. Самодельной батареей наружу, а фабричной — в комнату. Вместо родного белого светодиода включил три штуки разноцветных через резисторы (сопротивление подобрал эмпирически). Теперь когда темно на улице и в комнате (ночь и все в доме спят или отсутствуют) у меня на окне будто светлячки живут) Красиво выглядит. Ещё бы заставить их двигаться по замысловатым траекториям и бесшумно)

  13. В фонарике за 50 р не резистор а индуктивность . У меня такой же есть , но солнечная панель побольше (45х45 мм)

    • Да нет, у меня резистор. 0,125 Вт, 220 Ом, +/_ 5%.

      • Странно . Тогда как китайцы заставили светодиод работать от 1.2 вольта ? А что на микросхеме написано ?

        • Действительно странно. На микросхеме ничего не написано — корпус маловат. Рядом с ней на текстолите написано YGC-801-3. И похоже это не преобразователь напряжения. Замерил напряжение на работающем светодиоде — как раз около 1,2 В (если быть точным — 1,17 В). Диод при этом светится.

          • Могу 100% сказать что ето все таки индуктивность . А напряжение такое показивает потому , что частота там большая . Попробуй замерять через диод , а паралельно выводам вольтметра подключи конденсатор (микрфарад так 50) . Должно показать минимум 3 вольта .

            • Действительно, вольтметр показывает 2,7 В. Ни разу не видел индуктивности в корпусе и с маркировкой таких резисторов. Спасибо за подсказку)

  14. как себя ногти чувствуют после ковыряния в ацетоне ? ))

  15. Назад в будущее,на зло китайцам! 🙂

  16. Но ведь нет ценнее опыта, чем собственный)
    У меня тоже была идея построить такую батарею, но на красных прозрачных светодиодах (они по показателям били лучше синих, зеленых и белых, а в отличие от диодов, или транзисторов их не нужно разбирать). Но подсчитав, сколько мне их понадобится для 1 вата свободной энергии (около 13 000 — число впечатляет!) я отказался от этой идеи.

    Однако автору большое спасибо, за то что не остановился на теоретических расчетах, основанных на опытах над единичными экземплярами диодов, а создал целую батарею.

  17. Я собирал в молодости на транзисторах. Ток не измерял, но светодиод светился.

  18. Просто светодиоды выдают большее напряжение, но меньший ток. Я тоже сначала на них хотел сделать. А что касается малого тока — не думаю, что это очень уж большая проблема. Цепляем к батарее какой-нибудь аккумулятор и пусть себе заряжается. А когда нужно, например, телефон зарядить — заряжаем его не непосредственно от батареи, а от аккумулятора. Я например заряжаю свой телефон раз в три-четыре дня. За столько времени, думаю, батарея + аккумулятор смогут достаточно энергии запасти. Стоит попробовать)

  19. Напомнило мне мой опыт 2-х летней давности 🙂 :
    ƒ↓ Солнечная батарея из светодиодов
    http://mozgochiny.ru/neydachi/solnechnaya-batareya-iz-svetodiodov/

Прокомментировать

Перейти к верхней панели