Аналоговый калькулятор-шпаргалка для определения номиналов резисторов с цветовой маркировкой

09.01.2014 в ʘ - Новичкам, Минификс, Электронные самоделки

шпаргалка 001

В современной технике используются резисторы с цветовой маркировкой. Это создаёт некоторые неудобства для новичков в радиотехнике. Что бы узнать цвета резистора, который нужно искать в рассыпухе, необходимо использовать таблицу, либо онлайн калькулятор определения номинала резистора. Предлагаемое простейшее устройство поможет вам без труда определить нужное значение.

Первые два диска, отображающие цифры, вот такие:

Круг вариант 1

Последний диск, отображающий множитель, вот такой:

Круг вариант 2

Эти диски наклеены на пластмассовые кругляши. Для предотвращения стирания надписей на бумагу был наклеен скотч. Кругляши при помощи винтов закреплены на пластмассовой основе. Для стопорения гаек использовал термоклей.

шпаргалка 005

Если вы будете редко пользоваться данным приспособлением, то рациональнее выполнить его на плотном картоне.

Практическое применение

Определение номинала резистора, зная его цвета

  • Устанавливаем ролики так, что бы цвета написанные на них, совпадали с тремя первыми полосами резистора.
  • В первых двух окошках получается число (47), его нужно умножить на число, получившееся в последнем окошке (10). 47*10=470 Ом

шпаргалка 003

Возникает логичный вопрос — А не проще ли измерить сопротивление мультиметром? Да, проще, но есть и исключения. Например, когда резистор неисправен и невозможно измерить его сопротивление, либо когда резистор установлен на плате, а на измерения могут влиять подключенные параллельно сопротивления.

Определение цветов, зная номинал резистора

  • Например нам нужно найти, какие полосы будут на резисторе номиналом 50 килоом. Переводим 50 килоом в омы = 50000 ом
  • В окошках с числами выставляем 50.
  • В окошке с множителем ставим 10 в 3 степени, что при умножении на 50 равняется 50000. Проще говоря мы приписали к 50 три нуля.
  • В верхней части роликов будут написаны цвета, которые должны быть  на резисторе номиналом 50 килоом.

шпаргалка 004

FAQ

В: Зачем нужна эта приспособа, ведь проще распечатать таблицу по которой определяются номиналы, а ещё проще рассчитать программой на телефоне.

О: Распечатать проще, а ещё проще в ней запутаться, особенно новичку. Не у всех имеется телефон, поддерживающий такую программу, тем более телефон может быть разряжен в тот момент, когда будет нужнее больше всего. На то это и аналоговый калькулятор.

В: С какой стороны резистора 1 полоса?

О: Первая полоска резистора находится в самом крайнем положении, нежели другая с противоположной стороны.

В: Что показывает самая последняя полоска?

О: Последняя полоса показывает допуск номинала резистора в процентном соотношении.

В: Крайние полосы на моём резисторе находятся на одинаковом удалении от концов, с какой же стороны тогда начинать отсчёт?

О: В этом случае нужно обратить внимание на полосу допуска, которая ставится последней. Обычно она бывает коричневого, красного, золотого и серебряного цвета.

В: На моём резисторе, не 4, а 5 полос. Как определить номинал такого резистора?

О: Так же, как и на резисторе с 4 полосами, только первые три, а не две полоски будут обозначать число, которое нужно умножить.

В: Всё время путаю омы и килоомы, каждый раз при использовании шпаргалки приходится переводить в интернете килоомы в омы.

О:  Всё очень просто,  — 1 ом это один грамм, 1 килоом это один килограмм. В 1 килограмме 1000 грамм, соответсввенно в 1 килооме 1000 ом.

В: Я полный ноль в математике и каждый раз при умножении мне приходится использовать калькулятор, а это делает приспособу неудобной.

О: По сути даже и умножать ничего не надо. Если мы видим 10 в 4 степени, то к получившемуся в первых двух окнах числу нужно приставить четыре ноля.

ВОРДОВСКИЙ ФАЙЛ С КРУГАМИ ШПАРГАЛКИ

  • RSS
  • Facebook
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • В закладки Google
  • Blogger
  • Twitter

11 ответов на Аналоговый калькулятор-шпаргалка для определения номиналов резисторов с цветовой маркировкой

  1. Очень хорошо, не хватало, обязательно себе сделаю. Но как быть если резак почернел и не звонится а схемы несуществует?

    • Ищешь схему аналогичного устойства и сморишь на что влияет этот резистор. По этим данным можно будет подобрать номинал.

  2. Нашел ещё один калькулятор, гораздо проще. Но будет нужна цветная печать.

  3. Очень нравятся подобные штуки! Они просты, надежны и очень удобны. Такого плана имеется приспособа для построения аккордов на шестиструнной гитаре. В свое время очень пользовал.

  4. Видел для андроида приложение, а еще раньше на Nokia jar програмка была)
    Но статья особенно порадовала полноценным FAQ!

Прокомментировать

Перейти к верхней панели