Экономный мини-вентилятор

    Перевел SaorY для mozgochiny.ru

Доброго времени суток, мозгоизобретатели! Перед вами руководство о создании простой самоделки, не претендующей на гениальность, но все равно полезной.

ekonomnyiy-mini-ventilyator1

ekonomnyiy-mini-ventilyator4

Предлагаемая к вашему вниманию поделка преобразует тепловую энергию в кинетическую, а именно, термоэлектрический генератор (ТЭГ) из-за разницы температур приложенных к нему создает электричество, которое подается на мини-моторчик с лопастями. Моторчик крутится и  создает еще большую разницу температур, следовательно, сила тока увеличивается и т.д.

Мозгоподелка чувствительна к теплу, поэтому для создания разницы температур могут быть использованы различные источники тепла, от горячей воды и до процессора компьютера. Кстати, идея самой поделки и родилась когда мне сказали, что такое охлаждение процессора не возможно, но как видите, я это сделал. Штатный кулер компьютера этот эко-вентилятор не заменит, но все равно поможет сэкономить немного электроэнергии.

Технические характеристики мини-вентилятора:

  • размер базы: 56x64x40мм
  • размер устройства питания: 56x56x40мм (в том числе с вентилятором)
  • общий размер: 64x64x79мм
  • вес базы: 27г
  • вес устройства питания: 85 г
  • вес 3D модуля: 2,7 г
  • общий вес: 114.7г

Шаг 1: Материалы и инструменты

  • моторчик: Hubsan Х4 20×8мм (20×70 также подойдет)
  • пропеллер: Hubsan Х4
  • ТЭГ: 40x40x4мм
  • радиатор: 43x43x16.5мм
  • алюминиевая пластина: 56x56x3мм
  • алюминиевая пластина: 75x65x3мм
  • 3 болта: M4x40мм
  • 2 болта: M3x15мм
  • провода: 0.5×150мм
  • термоусадочная трубка: 30 мм (опционально)
  • термопаста ( для лучшей теплопередачи, настоятельно рекомендую)
  • ножовка
  • напильник
  • плоскогубцы
  • отвертка
  • сверла: 2,5 мм, 3,3 мм, 4 мм и 7 или 8 мм в зависимости от двигателя
  • метчики: M3, M4 (опция для лучшей устойчивости)
  • паяльник (по желанию)
  • наждачная бумага различной зернистости
  • 3D-принтер с ниткой T-glase (по желанию)

ekonomnyiy-mini-ventilyator8

Шаг 2: Подготовка деталей

ekonomnyiy-mini-ventilyator9

ekonomnyiy-mini-ventilyator10

ekonomnyiy-mini-ventilyator11

ekonomnyiy-mini-ventilyator12

ekonomnyiy-mini-ventilyator13

ekonomnyiy-mini-ventilyator14

ekonomnyiy-mini-ventilyator15

ekonomnyiy-mini-ventilyator16

ekonomnyiy-mini-ventilyator17

ekonomnyiy-mini-ventilyator18

По центру радиатора отломайте несколько шипов и просверлите установочное отверстие под моторчик, не насквозь, если используете моторчик диаметром 8мм, следовательно, и отверстие 8мм. Далее зажмите в тисках болты на расстоянии стороны радиатора и намотайте на них петлю из проволоки, которая будет использоваться как крепление вентилятора к пластине основания.

Следуя приложенной схеме из алюминия вырежьте треугольную пластину, обработайте напильником края и углы. Так же по размерам схемы разметьте и просверлите три сквозных отверстия М4 в этой треугольной мозгодетали.

Easy AdSense Pro.

Из алюминия вырежьте еще одну пластину, но на сей раз квадратную 56×56мм, на ней будет установлен ТЭГ и радиатор. Поэтому приложите к ней треугольную пластину и перенесите центры трех отверстий. Эти отверстия высверлите не до конца, и нарежьте в ней метчиком резьбу под болты. Так же в этой квадратной пластине высверлите два отверстия под болты крепления радиатора и нарежьте в них резьбу.

Полученные две пластины доработайте: напильником сделайте фаски на всех сторонах и зачистите, отшлифуйте наждачной бумагой.

Шаг 3: Печать 3D детали (по желанию)

ekonomnyiy-mini-ventilyator19

Если вы счастливый мозгообладатель 3D принтера, то можно распечатать одну дополнительную деталь. Вот мои настройки для принтера Wanhao Duplicator 4:

  • Layer height: 0.37мм (single outline corkscrew method (vase mode)
  • Shells: 1
  • Infill: 0
  • Top and bottom layers: 0
  • Extrusion multiplier: 1.15
  • Extrustion width: 0.5мм
  • Speed: 600мм/мин(10мм/с)
  • Temp extruder: 235C
  • Temp bed: 80C

Шаг 4: Сборка

ekonomnyiy-mini-ventilyator28

ekonomnyiy-mini-ventilyator20

ekonomnyiy-mini-ventilyator21

ekonomnyiy-mini-ventilyator22

ekonomnyiy-mini-ventilyator23

ekonomnyiy-mini-ventilyator24

ekonomnyiy-mini-ventilyator5

Нанесите термопасту на обе стороны ТЭГ и поместите его на квадратную пластину, не закрывая при этом отверстия в ней, в отверстия ввинтите болты. Далее на Тэг поместите радиатор, закрепите его уже подготовленной проволочной петлей, а затем укрепите в радиаторе мозгомоторчик с пропеллером. Используя термоусадочную трубку, провода и паяльник соберите электроцепь моторчик – ТЭГ.

В треугольную пластину вставьте три длинных болта, между них вставьте распечатанную деталь, если вы ее сделали, и прикрепите к пластине с радиатором. Напечатанная деталь не обязательна, но с ней моторчик крутится лучше, так как она защищает пламя свечки от задувания и сохраняет от теплопотерь.

Поделка готова, но еще не все!

Шаг 5: Установка совместно с кулером

ekonomnyiy-mini-ventilyator26

ekonomnyiy-mini-ventilyator27

Самоделку можно установить поверх стандартного конвенционального кулера в компьютер, при этом она не требует подведения питания, датчика температуры, датчика вращения и т.д.. то есть является автономной и саморегулируемой. Установка без кулера, непосредственно на процессор, возможна, НО ее мощности может не хватить для охлаждения современного процессора! Хотя для подтверждения концепции всей мозгоподелки ее  достаточно.

Предлагаемый эко-вентилятор был протестирован на процессоре AMD Athlon 64 3800+, 2400MHz, 89 Вт. В нормальном режиме компьютер работал стабильно, я еще протестировал его в стрессовом режиме и без штатного кулера. И вывод всех экспериментов: мозгоподелка помогает охлаждать процессор!

  • Нормальный режим [стандартные кулер и радиатор]: 30C
  • Нормальный режим [ТЭГ + радиатор]: 37C
  • Нормальный режим [ТЭГ без радиатора]: 60C
  • 100% нагрузки [стандартные кулер и радиатор]: 49C
  • 100% нагрузки [ТЭГ + радиатор]: 75C
  • 100% нагрузки [ТЭГ без радиатора]: остановил при 95 ° C, чтобы не повредить его процессор.

Следует заметить, что я не прижимал свою самоделку к процессору, а это очень важный момент. Так же мой эко-вентилятор по габаритам меньше стандартного вентилятора и если взять более мощный ТЭГ и радиатор, возможно результаты превзойдут его. Впрочем, для окончательных выводов нужны эксперименты, но не за мой счет 🙂 . И еще, так как стандартная температура работы процессора 69 градусов, то я не рекомендую устанавливать окончательно эту сборку на компьютер.

Чтобы доказать, что поделка легко оптимизируется я на пластину с радиатором эко-вентилятора добавил несколько маленьких радиаторов и параметры эксперимента изменились:

  • Нормальный режим [ТЭГ + экстра радиатор]: 37C
  • 100% нагрузки [ТЭГ без экстра радиатора]: 71C

Удачных вам экспериментов!

(A-z Source)

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Один ответ на “Экономный мини-вентилятор”

Добавить комментарий

* Copy This Password *