Картинка профиля sTs

Используем комповый БП для самодельного электроинструмента

15.12.2011 в Самоделные инструменты, Электронные самоделки

Картинка профиля sTs

About sTs

Предмет моих издевательств: Jou Jye LP-8 200W

Процесс превращения ATX-БП в источник питания для гравера.

Раритет еще тот – вспомните, когда вы последний раз видели ATX-овый БП с мощностью 200 Ватт. Первым делом надо убедиться, что БП рабочий. Для этого надо замкнуть серый провод на ATX-разъеме с землей (черный провод). Да, не забудьте повесить какую-нибудь нагрузку, иначе блочок может не запуститься, если сработает защита, которая есть во всех приличных БП (поделки типа Codegen и Microlab к таким не относятся, но для наших целей вполне подойдут, а вот заставлять комп работать от них – настоящее издевательство). У моего такой защиты обнаружить не удалось – он работал и без нагрузки, но выдавал страшные напряжения: на ветке +12 В – 8,8 В, а на +5 В – что-то около 6 В.

Если всё OK, то нам предстоит проделать следующие вещи с БП дабы довести его до состояния пригодности:

  • Решить вопрос с включением/выключением;
  • Изобразить какую-нибудь нагрузку (мне не очень нравится идея использовать для этого древний CD-привод);
  • Припаять «крокодильчики» к нужным проводам;
  • Припаять molex или какой-нибудь другой разъем на 24 В.

Что нам нужно:

  • Пара резисторов 5 Ом 10 Вт – это будет нагрузка на 5В;
  • Резистор 100-150 Ом 2 Вт – а это на 12В;
  • Кнопка с фиксацией (я взял красную…);
  • Маленькие «крокодильчики» разных цветов;
  • Термоусадочные трубки или изолента.

Из инструментов понадобятся:

  • Паяльник ~25-45 Вт;
  • Кусачки, бокорезы;
  • Иголка (чтобы молексы разбирать);
  • Нож;
  • Зажигалка или спички;
  • Дрель (желательно с регулировкой оборотов) + сверла;
  • Надфили.
Ну что ж, приступим

Первым делом вскрываем БП, отделяем пучок проводов ATX-разъема от всех остальных и потрошим его на предмет полезных – там их несколько:

красный +5 В
белый –5 В
желтый +12 В
синий –12 В
оранжевый +3,3 В
черный 0 В (т.е. земля)

Припаиваем к ним «крокодильчики» соответствующего цвета. В дальнейшем это позволит получать различные напряжения, комбинируя их. От желтого и синего проводов делаем отводы (не забыли, что нам надо 24 В заполучить?) и к ним припаиваем molex–разъем. С molex’ом проблем возникнуть не должно, т.к. разобрать его очень легко. Можно покрасить его, чтобы отличать от остальных и не подключить туда что-нибудь по ошибке. Можно припаять 3-pin разъемы для вентиляторов и 2-pin для светодиодов (не забудьте резистор) – это потом пригодится.

Молекс с двумя проводами – это коннектор на 24 В.

Также я решил избавить себя от лишнего шума и выкорчевал родной вентилятор, т.к. предполагается работа на небольшой мощности и сильного нагрева не будет. Как оказалось, даже с такой мизерной нагрузкой БП греется порядочно, но всё работает… Что подтвердил 6-и часовой тест-драйв :-). Следующим этапом сделаем нагрузку, чтобы БП нормально работал и давал правильные напряжения. Вам будет проще, а мне пришлось все тестировать самому – мультиметром и подбирать нужные резюки. Короче, сажаем пару резисторов 5 Ом параллельно между +5В и землей, а двухваттник на 100 Ом – между +12В и землей. Не забываем про надежную изоляцию. Можно их, конечно, и снаружи повесить, но это как-то не эстетично (к тому же они довольно неплохо нагреваются).

В общем, крепим внутри БП.

Как их закрепить – дело ваше. Я просверлил 2 отверстия в днище БП и закрепил 10 Вт резисторы на шпильках (можно и болт с гайкой применить, но у меня подходящих не нашлось). А двухватник, который изображает нагрузку на 12 В, прицепил к радиатору диодных сборок. Ну, с нагрузкой вроде всё.

Едем дальше. Теперь займемся выключателем. Как вы помните, чтобы запустить ATX-овый блок питания, надо замкнуть серый и черный провода. Именно это и будет делать наш выключатель (или включатель – кому как больше нравится). Всё очень просто – делаем для него отверстие в корпусе (сверлим на малых оборотах) и вставляем его туда, надеваем на провода термоусадочные трубки и припаиваем. Теперь надо усадить термоусадку – для этого греем ее зажигалкой или спичками (очень неудобно). Всё – выключатель готов.

По вкусу можно добавить светодиод, который будет демонстрировать состояние БП (у меня их даже два). Поставить проще пареной репы – на любую свободную ветку 5В через резистор. Вот наш чудо-БП готов – закрываем крышку и проверяем работоспособность – в этом нам поможет мультиметр.

Не обращайте внимания на переключатель I-II – это дополнительная фича, без нее все отлично работает…

Через некоторое время были добавлены ножки для лучшей устойчивости (обыкновенные водопроводные прокладки).

(Источник)

  • RSS
  • Facebook
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • В закладки Google
  • Blogger
  • Twitter

6 ответов на Используем комповый БП для самодельного электроинструмента

  1. Кстати, вот еще вопрос — ты указал, что для переделки взял внопку С ФИКСАЦИЕЙ, хотя КаТХ является импульсным БП. Или очепятка и надо читать что кнопка БЕЗ Фиксации?

    • Справа указан источник. У меня был БП такого типа, там для запуска юзается кнопка с фиксацией.

      • Тперь подтвержнаю. Необходима именно кнопка с фиксацией. НО! Замыкать она должна зеленый и черный провода.

        • «зеленый и черный провода.» — не китайские.
          «серый и черный провода.» — китайские.

  2. Спасибо. Буду переделывать старый АТХ для шуруповерта.

  3. Точно! Такая штука мне нужна.

Прокомментировать

Перейти к верхней панели