Как сделать контроллер мотора на основе МОП-транзистора

Перевел SaorY для mozgochiny.ru

Приветствую, мозгоизобретатели! Сегодня собираем своими руками полезную вещь — контроллер мотора, который может пригодиться при создании множества самоделок, использующих двигатель под управлением микроконтроллера.

kak-sdelat-kontroller-motora-na-osnove-mop-tranzistora1

Данная поделка проста по конструкции, может быть использована в качестве электронного контроллера скорости (ESC), и имеет прямое и обратное управление. Спектр ее применения от робототехники, устройств дистанционного управления, портативного транспорта, до других разнообразных проектов, использующих моторы.

Поделка-контроллер состоит из минимума деталей и миниатюрна по размерам, что дает ей возможность легко помещаться в ваши мозгопроекты. Схема контроллера основана на схеме «управления большими нагрузками» из моих предыдущих проектов и содержит только один МОП-транзистор и диод. Это позволяет микроконтроллеру управлять скоростью мотора. А для возможности обратного управления я добавил DPDT реле, еще один МОП-транзистор и диодную пару для контроля смены полярности.

Думаю, что это мозгоруководство будет вам интересно!

Шаг 1: Инструменты и материалы

Как говорилось, эта поделка проста и использует минимум деталей:

  • макетная плата — используйте любую вам доступную
  • тонкий провод — я взял одиночный 24 калибра
  • МОП-ранзистор — 2шт.- я использовал IRF510, но сгодится и любой эквивалентный, например, NTE2382
  • DPDT реле 30В — на фото показана не та реле
  • выпрямляющий диод — 2шт.
  • штырьковые разъемы — лучше взять те, которые можно «отломать» на нужное количество штырьков.

А еще понадобятся некоторые инструменты:

  • паяльник и припой
  • клеевой пистолет
  • изоляционные кусачки
  • дремель или что-то подобное для обрезки макетной платы

Шаг 2: Компоновка деталей

На макетную плату помещаем все мозгодетали, причем таким образом, чтобы можно было легко их спаять согласно схеме при наименьших габаритах. От штырьковой полосы отделяем кусочек с 2-мя контактами и кусок с 4-мя контактами (если вы планируете припаять контакты двигателя непосредственно к плате, то 2-х штырьковый разъем не понадобится). На 2-х контактном отрезке укорачиваем штырьки с обоих сторон, а на 4-х контактном загибаем под углом 90 градусов штырьки одной стороны с помощью изоляционных кусачек, либо другого подходящего инструмента.

Шаг 3: Пайка

После того, как детали размещены на плате, проводим пайку согласно схеме представленной выше, и используем для этого любые удобные вам паяльник и припой. В качестве дорожек используйте кусочки провода, для близко стоящих контактов — не изолированные отрезки провода, а для далеко стоящих — изолированные перемычки, зачищенные с обоих концов. Омедненая макетная мозгоплата конечно лучше подойдет для наших целей, но обычная плата дешевле. Так же на этом этапе можно припаять провода мотора или как я, 2-х штырьковый разъем.

Шаг 4:Обрезка платы

Собранную поделку нужно вырезать из листа макетной платы, это позволит использовать ее в небольших устройствах, таких как контроллеры или роботы. Свою я обрезал по минимуму, но вы можете сделать это до необходимых вам размеров и использовать согласно вашим мозгозадумкам. Просто не повредите работоспособность контроллера-самоделки, не нарушайте контактов и дорожек. Используйте для обрезки дремель или небольшую пилку, для меня бормашинка была наиболее удобным вариантом, но вы действуйте по своему усмотрению. И в заключение этого этапа убедитесь в совместимости контактов поделки с другими платами или разъемами.

Шаг 5: Доработка

Осталось добавить несколько штрихов и «защитить» мозгоподелку. Изоляционными кусачками обрезаем торчащие концы проводков, при этом не повреждая целостность схемы. Можно использовать для этих целей и плоскогубцы, раскачивая в стороны проводки пока они не обломятся. Затем зигзагообразными покрываем плату горячим клеем, тем самым защищаем ее от возможного замыкания и повреждений, получится должно примерно как на фото.

Шаг 6: Контроллер готов, используем его!

Самоделка собрана, можно интегрировать ее в другие проекты, но перед этим не мешает разобраться с контактами. Если вы следовали моим мозгоинструкциям, то назначение контактов как на фото, если компоновка ваших деталей отличается, то смотрите схему и выявляйте вашу распиновку.

Подключение к микроконтроллеру:

  • Подключаем мотор к контроллеру мотора через соответствующий разъем.
  • Вставляем контроллер мотора в макетную плату.
  • С помощью разноцветных проводов соединяем Vin поделки с Vin микроконтроллера, GND с GND микроконтроллера.
  • Используя еще два провода соединяем контакты «speed» и «reverse» контроллера мотора с двумя контактами микроконтроллера по вашему усмотрению.
  • Запрограммируйте микроконтроллер.

!!! Важные моменты:

  • Не превышайте напряжение 30В на Vin.
  • Не путайте контакты.
  • Если вы используете напряжение выше 15В на Vin, то подключите Vin и GND непосредственно к источнику питания, и заземлите микроконтроллер, соединив его GND и GND источника питания.
  • При работе с большими мощностями на МОП-транзистор установите радиатор.
  • Применяйте только двухконтактые моторы постоянного тока.На этом все, благодарю за мозговнимание!

(A-z Source)

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

4 Replies to “Как сделать контроллер мотора на основе МОП-транзистора”

  1. Статью нужно было назвать «Как собрать схему на монтажной плате», потому что контроллера, как такового, я лично не увидел. Ни описания схемы, ни номиналов компонентов… Всё закрашено, как будто такой большой секрет… Какой смысл, не понимаю…

      1. согласен pwm контроллер готовый ему не купить за три копейки 10 микрух — одного не понял зачем лезть с такими мозгами в электронику

  2. тупе питання: а навіщо реле і 2 мостфета ? а чому не 4 ? без релюхи ? на дротину керування можна не тільки високий рівень подати, це все можна шимити, можна біполярні вліпити, ну грітимуться трохи, але пахатиме http://2.bp.blogspot.com/-9UuQNJ8ptc8/Tz9KsV6QVMI/AAAAAAAAAzU/0cY0P3JlNcc/s1600/bridge2_2.gif можна мікруху взяти для колекторного движка. а в релюхи ча життя не довгий, контакти підгорають ……

Добавить комментарий

* Copy This Password *