Конденсаторный ящик

SAM_1789

Однажды увидел в одном журнале вещь, под одноименным названием. Стало интересно, но кроме фото — ничего о принципе работы не было известно. Все что знал — это то, что можно подключать имеющиеся конденсаторы и изменять общую ёмкость одним нажатием кнопки. Решил и себе такое смастерить. В жизни всякое бывает, может когда-то и пригодится.

Для начала были найдены конденсаторы советской эпохи от 400 до 600 вольт и прикинуты размеры коробки:

SAM_1143

SAM_1245Сейчас многие зададутся вопросом, «А почему круг?» Так вот, я немного педантичен и как мне кажется — чтобы было меньше потерь «на поворотах», изгибах в связи с меньшей изогнутостью проводников. Да, можно было бы впихнуть всё в маленький ящик и это занимало бы чуть меньше места — но хотелось сделать красиво! От этого и начали вырисовываться будущие формы корпуса.

Так как навыков в электронике и электротехнике мало, профессиональных  навыков тоже нет, пришлось подумать и прикинуть схему. Благо книг по электричеству в интернете много — остается только взять и прочитать. После некоторых попыток (не всегда удачных) нарисовал наконец-таки схему:

2

Были куплены на каждый конденсатор кнопки-тумблеры:

SAM_1169

Замерим размеры площадки под кондёры (около 32см в диаметре), с помощью циркуля и электролобзика, расчертим и вырежем 2 крышки из фанеры:

SAM_1592

SAM_1596

SAM_1598

SAM_1593

SAM_1587

SAM_1594

Просверлим центральное отверстие для создания остова ящика, под болт 12 (вернее стержень с резьбой):

SAM_1602

SAM_1601

SAM_1600

Просверливаем вторичные отверстия, по кругу, меньшего диаметра, которые также будут служить для жёсткости устройства:

SAM_1622

SAM_1621

SAM_1620

Возьмём стержни диаметром 6 мм и нарежем их. Получилось где-то по 17-19 см каждый. Накидываем на них гайки с шайбами:

SAM_1698

Размечаем места под кондёры и проделываем отверстия под стяжки, где они будут крепится к площадке. Те, что будут на «столбиках» будут закреплены снизу саморезами, а сверху, если нет крепёжных лап, прикреплены теми же стяжками к «столбикам»:

SAM_1652

SAM_1654

SAM_1655

SAM_1657

Для выравнивания конденсаторов в одну линию по контактах, нужны «столбики», которые будут возмещать разницу наименьшего конденсатора(~3-4 см — 0,25мкФ) по отношению к высоте наибольшего (11 см — 10 мкФ). Для столбиков подойдет любая деревяшка, которая будет не тоньше самого конденсатора.

SAM_1648

SAM_1646

Затягиваем стяжки и устанавливаем всё на свои места:

SAM_1700

SAM_1702

SAM_1704

SAM_1707

SAM_1709

SAM_1710

Припаиваем внешний контур:

SAM_1714

Easy AdSense Pro.

SAM_1716

Отрезаем 16 проводников необходимого диаметра и ставим на них контакты:

SAM_1733

Припаиваем их к другим контактам, что будут частью внутреннего контура, который будет подключен к кнопкам:

SAM_1735

SAM_1734

Половина работы сделана. Поздравляю!  Теперь принимаемся за верхнюю, управляющую крышку. Берём вторую нашу «площадку», циркуль, транспортир и желательно сверло по дереву. Немного отступив от размещения конденсаторов, расчертим отсеки по 24 градуса, для 15 конденсаторов.

SAM_1720

Сверлим отверстия по длине кнопок и вырезаем лобзиком места под выключатели:

SAM_1724

SAM_1721

Работаем по кругу, с примеркой:

SAM_1727

SAM_1728

SAM_1725

Берём пластик и вырезаем круг, чтобы сделать покрытие и навести красоту. Проделываем дырки по краям, крепим несколькими болтами, чтобы пластик держался ровно на управляющей крышке и с обратной стороны аккуратно сверлим, и вставив круглый напильник в дрель — подгоняем отверстия в крышке.

SAM_1742

SAM_1743

SAM_1745

SAM_1747

SAM_1748

Хорошенько помучившись получаем результат:

SAM_1753

Ищем контакты, которые будут использоваться на выходах ящика.

SAM_1645

Но они имеют немного короткие штоки. Берем 6-сти миллиметровый стержень, который остался от периметра остова корпуса и отрезаем по 5,5 см, взамен 4 см. Вставляем в подготовленные отверстия для выходных контактов.

SAM_1764

SAM_1766

SAM_1767

Припаиваем к внешнему контуру кусок провода, который будет подключен к одному из контактов.

SAM_1774

Крепим провод внутреннего контура на кнопках и подсоединяем его к другому выходному контакту.

SAM_1772

Подключаем часть внутреннего контура от конденсаторов к кнопкам и соответственно через кнопки будет замыкаться внутренний контур.

SAM_1776

Опускаем крышку, отрегулировав немного посадочные гайки остова. Перед тем, подцепив 2 выхода к выходным контактам (красный и черный).

SAM_1778

SAM_1779

Дальше вырезаем кусочки из пластика, монтируем их, как чешую рыбы один на другой, с помощью дрели и саморезов, закрепляем боковые стенки.

SAM_1789

SAM_1790

SAM_1792

Учитывая, что конденсаторы ещё советского производства, вместо ожидаемых 101 мкФ мы имеем почти 87мкФ. Не столь печально, как могло казаться. Правда, может там и больше чем 86,7, так как тестер этот китайские ручки собирали. Но если он показывает чистую правду, в чём я очень сомневаюсь, позволительное отклонение от номинала у этих конденсаторов 10%. То есть у нас где-то ~13-14% получается. Не так уж и плохо. Учитывая, что на них стоит маркировка по которой они датированы 1975-м годом)).

SAM_1784

Теперь включением или отключением одного тумблера, можно мгновенно управлять ёмкостью ничего не паяя и не отсоединяя, с точностью до 0,2 микрофарада.

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

16 ответов на “Конденсаторный ящик”

    1. Пожалуйста. Устройсто можете сделать меньшим во много раз, если будете использовать не оксиды, как я, советского производства, а современные електролитические конденсаторы. Думаю тогда устройство уместится вам в 2 ладони.

  1. Красиво — может быть. С функциональностью — вообще никак!!! Такое устройство должно быть мобильным как в размерах так и в весе. А ничего неудобнее цилиндра я не видел. К тому же брусочки под кондерами, да и сам материал не добавляют легкости конструкции. Давайте эту конструкцию в средние условия эксплуатации (снег, лужи, мелкая опилка, удары и т.п.). Сейчас не проблема приобрести импортные пусковые конденсаторы меньших габаритов. К тому же данный магазин емкостей необходимо было разделить на ПУСКОВУЮ и РАБОЧУЮ секции, т.к. не вижу другого применения, кроме как пуска 3-х фазных двигателей в 1 фазной сети.

    1. Думаю когда-то пригодится. Сам не могу объяснить зачем столько сил было потрачено. Но когда идея не вылазит из головы, а посотоянно тебя мучает — ты должен, ты просто обязан ее воплотить в жизнь.

        1. Я бы на вашем месте о точности измерений не стал утверждать. Мультиметр и измерительный прибор поверке не подвергались и точные погрешности ни кому не известны.

          За сборку из хлама плюс. Для сборки новой буду точно брать импортные для уменьшения габаритов.

Добавить комментарий

* Copy This Password *