Простейший самодельный универсальный регулятор мощности

26.06.2013 в Электронные самоделки

регулятор 003

Очень полезное устройство, и несмотря на свою простоту эффективное. Может использоваться для подключения паяльника, клеевого пистолета, лампы накаливания. Разберём суть приспособы на паяльнике:

Во время пайки могут быть небольшие перерывы. Отключишь паяльник — он остынет, не отключишь — перегреется жало, начнёт выгорать (особенно на мощных). Переключаем в регуляторе тумблер и паяльник работает в пол мощности, переключаем в исходное положение — паяльник очень быстро нагревается до рабочей температуры. Аналогично и с клеевым пистолетом.

Есть несколько вариантов конструкции устройства.

Конструкция №1.

Нам понадобится розетка и вилка, либо розетка и корпус блока питания, с последующим размещением в нём контактных разъёмов розетки, что наверное даже предпочтительно. Схема монтируется навесом:

регулятор 001

Необходим переключатель и любой достаточно мощный диод. Один провод припаивается напрямую к контакту разъёма, другой к центральной клемме переключателя. К любой крайней клемме припаиваем провод и ведём к свободному контакту розетки. К другой клемме припаиваем диод и ведём его туда же. Направление подключения диода в схеме не важно.

регулятор 002

Всё работает очень просто. В одном положении тумблер пропускает ток напрямую, паяльник работает на 100%. В другом положении ток проходит через диод. Я надеюсь вам известно, что в электросети переменный ток с частотой 50 герц, т.е. он меняет свою полярность 50 раз в секунду. Диод пропускает ток только в одну сторону и это значит  что пол волны не дойдёт до нагрузки. Паяльник будет работать на 50%.

регулятор 004

Вариант №2 менее универсальный, особенно если у вас несколько паяльников, либо планируете использовать устройство не только на паяльнике.

Провод разрезается в удобном месте и устанавливается навесной выключатель:

навесной выключатель

Так же, как и в устройстве №1 один провод пропускаем напрямую. Другой провод — в разрыв на клеммы выключателя. К этим же клеммам подключаем диод. При включённом выключателе ток проходит через него, при выключенном — через диод. Этот вариант разумен лишь в том случае, если у вас 1 паяльник.

светорегулятор

Вариант №3 — более продвинутая регулировка. В отличие от варианта №1-2 используется для регулировки температуры во время пайки, например если потребуется припаять микросхему и не перегреть её. Искомое устройство — светорегулятор, он же диммер. Через него подключаем паяльник.

Как устройство для снижения мощности во время простоя будет не особо удобно — каждый раз нужно вращать ручку, намного быстрее и легче перещёлкнуть тумблер.

В начале статьи было упоминание лампы накаливания, теперь мы добрались и до неё:

регулятор 005

Лампа подключается через переходник из энергосберегайки, либо диод монтируется прямо в цоколе. Лампа будет в 2 раза меньше светиться, мерцать, т.к. частота тока будет снижена в 2 раза. Но зачем же это нужно? Ответ прост — диод продлевает службу лампы во много раз, нихромовая нить меньше выгорает. В жилом помещении конечно так не сделаешь, а вот в подъезде запросто. Поставил и на долгое время забыл что нужно менять лампочки.

  • RSS
  • Facebook
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • В закладки Google
  • Blogger
  • Twitter

20 ответов на Простейший самодельный универсальный регулятор мощности

  1. Как то сами так делали Один электрик подсказывал как типа тэн на 110 В подключить к 220 в и он не сгорит Пытался этому дурню доказать что диод не сбросит напряжение сетевое ,которое будет подаваться на тэн,до 110 В.Но он же уперся как баран»Пол-волны отсекет,пол волны отсекет».Забыл наверно придурок пьяный физику,что напряжение и ток из двух полуволн,и каждая полуволна по 220 В туда и сюда,проходом через нуль.Ну ладно.Спорить с пьяным дураком-себе же дороже.Взяли мощненький дид,тэн на 110в(не воздух все же греть а объем воды в бочке) и подключили провода….
    И вот таким образом эта конструкция не с один месяц месяц у нас проработала.Воду грела аж сколько нужно для средней горячести душа и ванны.ТЭН просто стоял на самом дне этой 100 литровой бочки.Сверху его просто элементарно от сгорания и выгорания толща воды защищала.

  2. Приспособа класс,для паялова или лампы,пользуюсь уже лет 15)

  3. Вот ещё простая схемка регулятора мощности: http://gorchilin.com/articles/scheme/pwm

  4. При выборе диода нужно обращать внимание на 2 параметра (можно выгуглить по маркировке):
    1) Обратное напряжение должно быть не менее, чем 400 вольт.
    2) Прямой ток должен быть пропорционален мощности нагрузки.
    Ток рассчитывается так:
    Мощность паяльника / Напряжение сети = 75 / 220 = 0,35 ампера
    Из этого следует, что для 75 ваттного паяльника необходим диод с прямым током не менее 0,35 А.

  5. скажи, а какой именно нужно ставить диод? скажи пожалуйста название !

    • Любой, соответствующий мощности потребителя. В моём случае установлен диод кд226.

  6. Делал по третьему варианту пару лет назад. Как только димеры появились в продаже. Только вывел на розетку. Чтобы разные паяльники подключать) А то 25кой не пропаяешь толстый провод или клему.
    Фото одного из вариантов. По том переделывал пару раз, теперь очередной раз переделываю. Но все ни как не закончу.

  7. Скажите пожалуйста, можно ли ставить тумблер напражением 12 V?

    • Чисто теоретически он не рассчитан на 220 и может быть пробой. Лучше выпаять со старого БП например на 220.

      • Скорей не пробой, а сгорит контактная группа в тумблере. На 12 V только через реле. Но в таком простом девайсе реле будет лишнее 😉

  8. Сделал так себе уже очень давно, притом способом 2, притом одним паяльником)))) Как обезьяна с ним прыгал, успевал припаивать шнур, пока он ещё не остыл))) Делал со световой индикацией, подключал светодиоды через резистор. Расчёты дали, что на резисторе выделится колоссальное кол-во тепла. Подумал, что ошибся, спаял. Резисторы классно горели) У светодиодов расплавило корпуса)

  9. Спасибо, полезная штука

  10. Прикольно только вот у меня 2 вопроса:
    1)Какой именно нужен диод(на какую мощность)
    2)Не шарахнет ли током 1 вариант(тумблер)

    Давно мечтал о таком приспособлении, но можно немного доработать с начинкой.Поставить в него вольтметр, а вместо тумблера поставить плавный переключатель.

    • 1) Зависит от мощности нагрузки, чем мощнее нагрузка, тем мощнее диод.
      2) Глупый вопрос, сам немного подумай.
      Выключатель можно ставить любой. А вольтметр ставить совершенно бессмысленно.

      • По поводу второго ответа… Здесь все имеют разный уровень познания. Считаю правильным не давать оценку вопросам, а отвечать почему. Оценка вопроса некорректна сама оп себе в общении и обучении. Тем более такие ответы могут «отучить» любопытного человека и он перестанет стремиться познать мир (А это печально).

  11. Да, весьма просто и эффективно! В случае лампы, жизнь ее продляется даже не в разы, а в десятки раз. Особенно это сказывается при близости к подстанции и при скачках напряжения в сети.

  12. Да, это самая простое устройство, и вполне эффективное для паяльника. Мы в радио кружках такие собирали в 80 годах.

  13. классно давно хотел что-то подобное

  14. Прикольно. Спасибо! Думаю пригодится.
    + 15 мозгобаксов за хорошее оформление.

Прокомментировать

Перейти к верхней панели