Простейший самодельный универсальный регулятор мощности

регулятор 003

Очень полезное устройство, и несмотря на свою простоту эффективное. Может использоваться для подключения паяльника, клеевого пистолета, лампы накаливания. Разберём суть приспособы на паяльнике:

Во время пайки могут быть небольшие перерывы. Отключишь паяльник — он остынет, не отключишь — перегреется жало, начнёт выгорать (особенно на мощных). Переключаем в регуляторе тумблер и паяльник работает в пол мощности, переключаем в исходное положение — паяльник очень быстро нагревается до рабочей температуры. Аналогично и с клеевым пистолетом.

Есть несколько вариантов конструкции устройства.

Конструкция №1.

Нам понадобится розетка и вилка, либо розетка и корпус блока питания, с последующим размещением в нём контактных разъёмов розетки, что наверное даже предпочтительно. Схема монтируется навесом:

регулятор 001

Необходим переключатель и любой достаточно мощный диод. Один провод припаивается напрямую к контакту разъёма, другой к центральной клемме переключателя. К любой крайней клемме припаиваем провод и ведём к свободному контакту розетки. К другой клемме припаиваем диод и ведём его туда же. Направление подключения диода в схеме не важно.

регулятор 002

Всё работает очень просто. В одном положении тумблер пропускает ток напрямую, паяльник работает на 100%. В другом положении ток проходит через диод. Я надеюсь вам известно, что в электросети переменный ток с частотой 50 герц, т.е. он меняет свою полярность 50 раз в секунду. Диод пропускает ток только в одну сторону и это значит  что пол волны не дойдёт до нагрузки. Паяльник будет работать на 50%.

регулятор 004

Вариант №2 менее универсальный, особенно если у вас несколько паяльников, либо планируете использовать устройство не только на паяльнике.

Провод разрезается в удобном месте и устанавливается навесной выключатель:

навесной выключатель

Так же, как и в устройстве №1 один провод пропускаем напрямую. Другой провод — в разрыв на клеммы выключателя. К этим же клеммам подключаем диод. При включённом выключателе ток проходит через него, при выключенном — через диод. Этот вариант разумен лишь в том случае, если у вас 1 паяльник.

светорегулятор

Вариант №3 — более продвинутая регулировка. В отличие от варианта №1-2 используется для регулировки температуры во время пайки, например если потребуется припаять микросхему и не перегреть её. Искомое устройство — светорегулятор, он же диммер. Через него подключаем паяльник.

Как устройство для снижения мощности во время простоя будет не особо удобно — каждый раз нужно вращать ручку, намного быстрее и легче перещёлкнуть тумблер.

В начале статьи было упоминание лампы накаливания, теперь мы добрались и до неё:

регулятор 005

Лампа подключается через переходник из энергосберегайки, либо диод монтируется прямо в цоколе. Лампа будет в 2 раза меньше светиться, мерцать, т.к. частота тока будет снижена в 2 раза. Но зачем же это нужно? Ответ прост — диод продлевает службу лампы во много раз, нихромовая нить меньше выгорает. В жилом помещении конечно так не сделаешь, а вот в подъезде запросто. Поставил и на долгое время забыл что нужно менять лампочки.

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

20 Replies to “Простейший самодельный универсальный регулятор мощности”

  1. Как то сами так делали Один электрик подсказывал как типа тэн на 110 В подключить к 220 в и он не сгорит Пытался этому дурню доказать что диод не сбросит напряжение сетевое ,которое будет подаваться на тэн,до 110 В.Но он же уперся как баран»Пол-волны отсекет,пол волны отсекет».Забыл наверно придурок пьяный физику,что напряжение и ток из двух полуволн,и каждая полуволна по 220 В туда и сюда,проходом через нуль.Ну ладно.Спорить с пьяным дураком-себе же дороже.Взяли мощненький дид,тэн на 110в(не воздух все же греть а объем воды в бочке) и подключили провода….
    И вот таким образом эта конструкция не с один месяц месяц у нас проработала.Воду грела аж сколько нужно для средней горячести душа и ванны.ТЭН просто стоял на самом дне этой 100 литровой бочки.Сверху его просто элементарно от сгорания и выгорания толща воды защищала.

  2. При выборе диода нужно обращать внимание на 2 параметра (можно выгуглить по маркировке):
    1) Обратное напряжение должно быть не менее, чем 400 вольт.
    2) Прямой ток должен быть пропорционален мощности нагрузки.
    Ток рассчитывается так:
    Мощность паяльника / Напряжение сети = 75 / 220 = 0,35 ампера
    Из этого следует, что для 75 ваттного паяльника необходим диод с прямым током не менее 0,35 А.

  3. Делал по третьему варианту пару лет назад. Как только димеры появились в продаже. Только вывел на розетку. Чтобы разные паяльники подключать) А то 25кой не пропаяешь толстый провод или клему.
    Фото одного из вариантов. По том переделывал пару раз, теперь очередной раз переделываю. Но все ни как не закончу.

      1. Скорей не пробой, а сгорит контактная группа в тумблере. На 12 V только через реле. Но в таком простом девайсе реле будет лишнее 😉

  4. Сделал так себе уже очень давно, притом способом 2, притом одним паяльником)))) Как обезьяна с ним прыгал, успевал припаивать шнур, пока он ещё не остыл))) Делал со световой индикацией, подключал светодиоды через резистор. Расчёты дали, что на резисторе выделится колоссальное кол-во тепла. Подумал, что ошибся, спаял. Резисторы классно горели) У светодиодов расплавило корпуса)

  5. Прикольно только вот у меня 2 вопроса:
    1)Какой именно нужен диод(на какую мощность)
    2)Не шарахнет ли током 1 вариант(тумблер)

    Давно мечтал о таком приспособлении, но можно немного доработать с начинкой.Поставить в него вольтметр, а вместо тумблера поставить плавный переключатель.

    1. 1) Зависит от мощности нагрузки, чем мощнее нагрузка, тем мощнее диод.
      2) Глупый вопрос, сам немного подумай.
      Выключатель можно ставить любой. А вольтметр ставить совершенно бессмысленно.

      1. По поводу второго ответа… Здесь все имеют разный уровень познания. Считаю правильным не давать оценку вопросам, а отвечать почему. Оценка вопроса некорректна сама оп себе в общении и обучении. Тем более такие ответы могут «отучить» любопытного человека и он перестанет стремиться познать мир (А это печально).

  6. Да, весьма просто и эффективно! В случае лампы, жизнь ее продляется даже не в разы, а в десятки раз. Особенно это сказывается при близости к подстанции и при скачках напряжения в сети.

Добавить комментарий

* Copy This Password *