Изготовление горячего льда или ацетата натрия

14.03.2013 в Химические реакции и опыты

Опыт, который я проводил раньше, но наткнулся на него снова. Можно показывать фокусы близким, якобы одним прикосновением замораживая обычную воду. Жидкость кристаллизуется на глазах и очень похожа на воду! Провести опыт достаточно просто каждому мозгочину!

Sodium-acetate-2D-skeletal

Начнем, пожалуй. Первое, и самое главное, что вам понадобится — это уксус, рекомендуемая концентрация 30% или 70%. Но если есть только 9%, не беда, пойдет и такой. Второй компонент — обычная столовая сода или гидрокарбонат натрия. Ну вот вы затарились кучей уксуса и соды, что же теперь делать дальше? А дальше вам надо вот что: вам нужны весы) Да без весов этот опыт скорее всего не удастся, так как химия — наука точная и не терпит методов «на глаз». Для начала вам необходимо отмерить компоненты — соду и уксус. Я рассчитал сколько нужно граммов соды для 200 мл бутылочки уксуса (именно в таких чаще всего продают уксус, а если нет, то обязательно ищите бутылочку на 200 мл уксуса) различной концентрации, вот мои результаты:

  1. Для 200 мл. уксуса 70% концентрации необходимо 210 грамм соды
  2. для 200 мл. уксуса 30% надо 87,4 грамм соды

Советую брать соды чуть меньше, так как выход этой реакции не 100%, а около 88-90%. Это потому, что в процессе выделения углекислого газа часть уксуса улетучивается. И для опыта советую брать электронные весы, так как с механическими возни не оберешься. Ну вот, вы отмерили количество соды и уксуса, теперь начинаем реакцию:

CH3COOH + NaHCO3 = CH3COONa + CO2 + H2O

Реакцию лучше проводить сразу в кастрюльке, немного нагревая смесь. Нагревать нужно, так как в ходе реакция температура смеси понижается и реакция замедляется. Только не надо ставить на газовую горелку, а то у вас там все пригорит. Имейте ввиду, что в ходе реакции образуется много пены. Ну вот, после того как реакция завершилась, раствор стал прозрачным испытайте вашу смесь: капните туда чуть-чуть уксуса, если реакция пойдет, это значит, что в растворе осталась лишняя сода. Добавляйте понемногу уксус, пока реакция не завершится. Также, если у вас раствор очень сильно пахнет уксусом, значит, в нем переизбыток уксусной кислоты. Можно немного добавить соды, чтобы при варке у вас не было вонищи по всему дому). Соду лучше добавлять по чуть-чуть, главное, чтобы  запах уксуса не был таким сильным. На этом этапе очень важно, чтобы в растворе не было переизбытка соды, а то при следующем этапе у вас ничего не получится. Ну а если все уже нормально, и в растворе нет переизбытка соды и он не сильно воняет уксусом,, то смело ставьте ваш раствор на плиту и начинайте варить. Только не надо сразу забивать и идти смотреть зомбоящик или гамать в комп. Нет, за смесью надо следить!

В процессе варки или выпаривания из раствора улетучивается лишняя вода, поэтому процесс необходимо строго контролировать. Упаривать необходимо для получения перенасыщенного раствора ацетата натрия. Варить надо до появления по краям кастрюльки кристаллизационной корки. Время варки зависит от того, какой концентрации вы брали уксус.

Как только появилась корка, не тормозим и сразу снимаем кастрюльку с огня. И даем смеси чутка поостыть, минут так 5. После небольшого охлаждения кристаллизационная корка должна расшириться, и поверхность раствора должна покрыться как-бы «льдом».  После этого кипятим в чайнике или в другой кастрюльке (если нету чайника) воду. Дальше берем в руки чайник и потихонечку, по капелькам добавляем в кастрюльку с нашей поостывшей смесью кипяток. Добавили чутка воды, отставили чайник, помешали раствор ложечкой. И так делаем до  тех пор, пока весь «лед» и непонятные куски, плавающие в растворе не растворятся. В итоге должен получится горячий прозрачный, немного такой маслянистый раствор. Маслянистый, не в смысле жирный, а в смысле вязковатый или густоватый. Дальше вам понадобится какая-нибудь емкость типа баночки или кружки, только эта емкость должна быть идеально чистой. Это необходимо для того, чтоб раствор не кристаллизовался, пока охлаждается. Ну вот, взяли вы емкость, и выливаете туда горячий раствор из кастрюльки. Потом ставите емкость с раствором в холодильник. Раствор должен охладится как минимум до комнатной температуры. Ну а после того, как ацетат натрия охладился, то наступает момент истины: ИСПЫТАНИЕ!

Для этого возьмите щепотку столовой соли и сыпаните ее в ваш горячий лед. Если пошла кристаллизация, и ваше настроение улучшилось, то АЛИЛУЯ! Опыт удался! ВЫ сделали первый шаг на пути становления химиком!

wmv_snapshot_03

А после кристаллизации этот горячий лед можно еще и повторно использовать! Для этого просто поставьте вашу емкость к кристаллизировавшимся ацетатом натрия на водяную баню. Помешивайте смесь ложечкой. Лед, как ему положено, будет таять. А если будет образовываться противная кристаллизационная корка, не злитесь, а по капелькам добавляйте кипяточек в ваш драгоценный горячий лед.

wmv_snapshot_04

Очень интересный и красивый опыт — горячий лед:

  • Что говорит нам WIKI:    Область применения

Ацетат натрия используется в текстильном производстве для нейтрализации отработанной серной кислоты в сточных водах и как фоторезист при использовании анилиновых красителей. Также используется при дублении солями хрома (для протравливания), и замедляет процесс вулканизации хлоропрена при производстве синтетических резин.

Ацетат натрия известен как пищевая добавка E262 и применяется как консервант.

В растворе ацетат натрия (будучи солью слабой кислоты) и уксусная кислота могут применяться как буфер, для сохранения относительно постоянного pH. Это особенно полезно в биохимии в pH-зависимых реакциях.

Ацетат натрия также используется в быту как составная химических грелок (англ. heating pad) или химических обогревателей (англ. Hand warmer), применяется как составная часть смеси «горячего льда» (англ. «hot ice»), при кристаллизации ацетата натрия выделяется тепло — это экзотермический процесс). При нагреве тригидрата ацетата натрия (имеющего точку плавления в 58 °C) до 100 °C (обычно ёмкость с ним кладут в кипящую воду), он расплавляется и переходит в водный раствор ацетата натрия. При охлаждении этого раствора ацетата натрия, он образует перенасыщенный раствор ацетата натрия в воде. Этот раствор прекрасно переохлаждается до комнатной температуры без образования твёрдой фазы, затем нажатием на металлический диск в ёмкости образуется центр кристаллизации, который, вырастая, заставляет перенасыщенный раствор переходить назад в твёрдую фазу тригидрата ацетата натрия. Этот процесс сопровождается значительным выделением тепла (экзотермическая реакция). При этом процессе выделяется около 264—289 кДж/кг (Теплота фазового перехода). Также ацетат натрия используется в некоторых моделях космических скафандров, как источник тепла.

Теперь, надеюсь вы без проблем получите ацетат натрия в домашних условиях и впечатлите окружающих своими познаниями и интересными опытами.

(Статья автора)

  • RSS
  • Facebook
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • В закладки Google
  • Blogger
  • Twitter

20 ответов на Изготовление горячего льда или ацетата натрия

  1. Help!
    А если выпаривать до конца — пока не останется один лишь порошок, потом его залить кипятком… (Дальше по инструкции) то опыт получиться? Я имею ввиду кристаллизацию раствора.

  2. ПОЛУЧИЛОСЬ !!! Спасибо большое, покажу этот фокус доче на ДР. В кусус по щепотке насыпала соду чтоб все время видить прозрачную воду пока запах уксуса почти не прекратился …. поставила греться и дальше по инструкции.

  3. Здравствуйте! Люди, помогите пожалуйста, а то никак не получается сделать горячий лед!!! Уже столько уксуса и соды было потрачено, а ничего не происходит! 80% уксус около 200 мл соды около 200 гр. растворяю, полностью, не воняет уксусом и нету соды на дне, ставлю на плиту……и все!!! Выпариваю, а никакой пленки белой не получается, кипит и впустую!!! Не могу получить белую субстанцию! Помогите, дайте совет может что не правильно делаю! Заранее спасибо!!!!

  4. Странно, сделал практически все тоже самое.
    Кристаллики получились,добавил малость воды чтоб все это размешать.
    Размешалось все до однородной массы и жидкость стала прозрачной.
    остудил ее но в конце когда попробовал то чтоб она за кристаллизовалась ничего не получилось.
    Подскажите пожалуйста в чем могла быть проблема.

  5. У меня получилось)))), Но я лично не придерживался инструкции, так слегка, У меня было чуть ниже половины 180мл.-ого уксуса, и пачка соды, я налил уксуса, и понемногу начал сыпать соды, в течерии 10 минут, реакция не прекращалась. Я поставил баночку на конфорку на тихий огонь, и начал сыпать соду(щепотками) после того как запах уксуса вообще улетучился, начал капать уксус прибавив огонь на конфорке. Добовляя то уксус то соду, в течении 3ех минут, добился золотой середины, раствор начал покрываться пленкой(белой), я не отключая конфорку долил не много кипяточко)))))), и воооля! начал мешать непрерывно минуту, жидкость стала прозрачной и густой. Перелил аккуратно в банку, Остывало примерно 2-3 часа, тыкнул пальцем и вооля! пошла кристаллизация.
    Все получилось, спасибо сайту большое!

  6. Попробовал данный эксперимент. Не знаю, что случилось, но у меня образовалась белая масса, похожая на кристаллики ацетата натрия. Можно ли возобновить эксперимент? Или лучше взять новые ингредиенты?

  7. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, что делать если реакция, когда смешиваю уксус с содой не останавливается? Постоянно выделяется пена. Я час подождал, подлил уксуса, всё равно, подбавил соды, опять не прекращается(((

  8. то есть воды даже не надо?

  9. Есть у меня идейка одна по практическому применению. Пока она в стадии опробирования и доработки. О результатах потом расскажу.

  10. а подскажите пожалуйста, у меня есть уже готовый ацетат натрия (в кристаллах маленьких)…как мне тогда быть? сколько добавлять его и воды??

    • Его нужно просто подогреть на водяной бане (он должен расплавиться). Ничего добавлять не нужно.

  11. Познавательно, надо будет сделать и удивить учителя химии 🙂

  12. Классно, попробую повторить для своих мелких

Прокомментировать

Перейти к верхней панели