Про кристаллы

04.10.2010 в Химические реакции и опыты

В этой статье я хочу рассказать про кристаллы. Что же это такое? По сути дела, кристаллом можно назвать любой объект, имеющий правильную кристаллическую форму многоугольника. Но, кристаллы могут быть и круглые, и вообще иметь любую форму.  Кристаллы могут иметь, также, различное строение. Они могут состоять из атомов, из ионов, из молекул. Все это разнообразие очень интересно.

Так для чего же нужны кристаллы? Думаю, кто был в ювелирном магазине, знает их основное применение) Кристаллы используют не только из-за их красоты, но и из-за некоторых физических или химических свойств. Например: Огромные монокристаллы кремния (до 2м в высоту), используют в производстве микропроцессоров. Эти кристаллы выращивают искусственно, в специальных дуговых печах. Такие большие кристаллы делают для получения абсолютной чистоты кремния.  Искусственные алмазы использую для производства дисков для пил, режущих бетон. Искусственные рубины используют в изготовлении часов (вместо подшипников). Сапфир используют в качестве пластин для оптических приборов.

Существуют, также, кристаллы солей. На каждой кухне есть столовая соль, состоит она из маленьких кристалликов. Но выглядят они как-то обыденно и мы не обращаем на них внимания. Кристаллы соли образуются при повышении концентрации раствора, т.е. те кристаллы, которые в воде раствориться не могут, выпадают в виде осадка. Но чтобы вырастить красивый монокристалл правильной формы мало одной концентрации. Нуден абсолютно чистый раствор, правильное освещение и т.д. Если собираетесь вырастить кристалл, необходимо приложить массу усилий. Я сам, помню, оочень долго мучался, пока не получилось. Так как же растет кристалл? Если концентрация раствора максимальная, то на затравке (самом большом кристалле) образуется очень слабое магнитное поле. Ионы из раствора как-бы притягиваются к затравке  и образуют все новые и новые слои. Можно заметить, что если в банке, в которой растет кристалл, на дне были маленькие кристаллы, то со временем они исчезают, прирастая к более большому кристаллу. Вода в банке служит как-бы проводников ионов соли. Вот кристалл медного купороса, который я вырастил:

Бывают и кристаллы металлов. Если сломать железный прут, то на сломе можно увидеть те самые кристаллы. Но кристаллы металла также можно вырастить. Это можно сделать путем газового транспорта в вакууме. Металл соединяется с окислителем, ну, например, с хлором. Образуется соль, пары которой подымаются по ампуле и разлагаются, образуя кристаллы. Вот примеры некоторых кристаллов металлов, которые сделал наш соотечественник и коллекционер элементов ПСХЭ. Его сайт: www.periodictable.ru

  • RSS
  • Facebook
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • В закладки Google
  • Blogger
  • Twitter

15 ответов на Про кристаллы

  1. Не только красота))) В газовых турбинах применяют монокристаллические (из одного кристалла) лопатки. Они не подвержены усталости-трещине не откуда развиваться.

  2. Кристалы металов очень красивые,хоть на украшения и ставь .

    • На самом деле, для того чтобы вырастить кристаллы (именно их) металла, вовсе не обязателен вакуум и газы…
      Когда то, еще в школьные времена как и все выращивал кристаллы из солей, в рамках школьного проекта удалось вырастить и металлические. Я имею ввиду кристаллы меди. Методу нашел в ХиЖ, понадобился графитовый стержень, купорос, хлорид натрия, алюминиевая проволока, вода, пробирка и фильтровалка. День-два и мы имели маленькие друзы кристалликов металлической меди, выросшие гальваническим способом за счет электричества от самой реакции. Жалко хранились недолго и быстро потеряли свой блеск и окислились. Вероятно так же можно было получать кристаллы и серебра, может даже золота…. Метода требовала доработки и такой задачи у меня тогда не было, а в вузе и не случилось. Так что ищите и обрящете свою красоту…

  3. А также в домашних условиях можно сделать кристаллы меди

  4. Металлы с отчетливой кристаллической структурой имеют очень высокую степень чистоты, и значит, их физические и химические свойства несколько отличаются от свойств металлов, полученных из остывшего расплава. Такие кристаллические металлы очень востребованы в некоторых видах производства, их стоимость значительно выше, чем у металлов, полученных «расплав-литейным» способом.
    Кстати, может кто-нибудь знает или сбросит ссылочку на технологию по выращиванию кристаллов изумруда раствор-расплавным методом. Принцип такой: приобретаются дёшево никуда негодного качества (материал из сплошных трещин и с огромным количеством инородных включений) изумруды хорошего цвета, всё это дерьмо мелко дробится в пыль и растворяется в расплаве какой-то соли лития, затем температуру расплава очень медленно понижают, и на затравке начинает высаживаться и расти очень высокого качества изумруд такого же цвета, какой был у первоначального материала. Стоимость такого выращенного методом «раствор-расплава» изумруда — от $10 до $100 за 1 грамм кристаллического сырья, а исходный материал отвратительного качества имеет стоимость не более $1 за 1 грамм. Технология процесса позволяет быть осуществимой в небольшой лаборатории или дома. Когда-то описывалась в подробностях в книгах по минералогии «совдепиздата», а сейчас не могу найти. Очень интересный процесс, даже если отбросить материальную сторону.

  5. мне вот нереально понравились кристаллы металла,хочу попробовать сам вырастить, но не могу негда найти статью,где описаны нужны реактивы,и сам процесс

  6. Регистрируйтесь здесь или на ютубе и задавайте вопросы. По крайней мере мне Макс на всё ответил))

  7. Автор,как можно с тобой связатЬся?
    очень нравятся все твои статьи,и видео на ютубЕ,хотел кое что поспрашивать если ты не против

  8. Химия это офигенно я твой поклонник!!

  9. Ребят, а может поместить в блог как их выращивать

  10. а я сам свои ращу ,вот сайт как это делать!!!http://how-make.ru/publ/kak_v_domashnikh_uslovijakh_vyrastit_kristall_razmerom_s_ladon/5-1-0-355

  11. А какой размер у твоего кристалла?

Прокомментировать

Перейти к верхней панели