Всем доброго дня. Сегодня я решил вас познакомить с историей моего небольшого мозгопроекта. Плодом моих трудов стал электро-лонгборд с максимальной скоростью около 30 км/ч и запасом хода 10км+.
Итак, начнём.
Моя самоделка не претендует на оригинальность, т.к. на таких досках достаточно давно рассекают жители солнечных (и не очень) стран, но в инете я не смог найти достаточно подробную инструкцию по сборке электро-тележки. Поэтому и решил заполнить этот пробел. Не уверен, что смогу привлечь много последователей, но для тех, кто пойдет по моим стопам, постараюсь изложить всё как можно подробней. Ну и последнее: все свои DIY я рассматриваю не только как способ скоротать вечера, но и как возможность приобрести ценный скилл/навык, а его, как говориться, не купишь. Плюсом работы над этой поделкой стал не только поглотивший меня процесс создания, но и сам результат (зачастую интерес к проекту пропадает после завершения проекта, но не в этот раз).
ЧАСТЬ 1. ЗАПЧАСТИ
1) Дека.
Какие есть варианты? Их как минимум три. Первый – готовая дека, склеенная на заводе по всем канонам доскостроения. Но этот вариант не самый дешевый – цена вопроса 4.000р. и выше. Второй вариант – склеить деку своими руками. Этот вариант даёт большой простор для творчества, но главный его минус – трудозатраты. Нужно действительно захотеть сделать себе деку, найти материалы, подобрать правильную комбинацию слоёв, сделать пресс нужной формы, и т.д. Я выбрал третий, практически экономЪ-вариант. Купил лист фанеры и попросил его нарезать на полосы нужного размера в том же магазине. С толщиной я немного прогадал – взял лист 12мм. При первоначальной длине деки около метра она слишком сильно прогибалась под моим весом(72 кг). За более толстой доской было идти лень, поэтому я просто укоротил имеющуюся до 88см.
Цена: 750р. за 6 заготовок шириной 24см.
2) Траки, подшипники, колеса.
Тут я не стал сильно заморачиваться и купил набор Paris 180мм с 83мм колесами и подшипниками. Т.к. торопился, то посмотрел комплект с 90мм колесами. Но это не критично. Почему важен размер колес, и зачем брать такие большие? Причины минимум две: потому что они увеличивают дорожный просвет, и шанс повредить аппаратуру на неровностях – меньше. Да и шкив крепить к большим колесам легче, т.к. в них уже есть отверстия.
Цена: 60$ плюс доставка.
90mm, 83mm
3) Агрх… Мозгиии!! (ESC - Electronic speed control)
Да, мне понадобились мозги. Человеческое серое вещество меня не устроило, поэтому я пошел искать электронные. На заморских форумах ребята собирают свои электро-колесницы с мозгами за 100$+. В очередной раз потеребив пейсы, я пустился на поиски более дешевого ESC. И-таки нашел. Не очень презентабельно, но главное, что работает. Зная многочисленные грустные истории про то, что китайские амперы, сантиметры, ватты и прочие единицы измерения ничего не имеют общего с общепринятыми и, как правило, отличаются от них в меньшую сторону, то ESC я взял с запасом (100А ESC при максимальном токе у моторчика 60А). Радиатор снял сразу – охлаждению он не способствует, т.к. к чипам он прилегает не плотно, да и не во всех местах, как показали отпечатки чипов на термопрокладке под радиатором.
Цена: 25$
4) Батарея
Покупка батарей на алиэкспрессе - это огромная лотерея. Выигрывают в неё немногие. С Li-Po батареями дела немного проще, т.к. «брендов» которые делают данные батареи немного, и отсеять мусор легче. Я знаю о 2х более-менее адекватных производителях батарей: Lion Power (с зеленым львом на этикетке О.о) и HBR. Я взял HBR на 6S 22.2v 6000mAh. По факту в них 5500-5600mAh, что для китайского лития не плохо, а недостаток в 400mAh можно всегда попросить обратно в денежном эквиваленте через диспут.
Цена: 75$
5) Зарядка, блок питания.
Здесь выбор не велик. Да и есть практически универсальный ответ на все вопросы – IMAX B6. Тем, кто пользовался данной зарядкой ничего объяснять не надо, А для тех, кто первый раз видит это буквосочетание можно сказать, что IMAX заряжает практически всё, что можно зарядить в домашних условиях. И не только зарядить, а еще и разрядить, перевести в режим хранения, отбалансировать, и т.д. Оригинальная зарядка стоит на Ali – 30$, копия неплохого качества – 20$. плюс к ней нужен блок питания на 12-18V, если он не идёт одним лотом с зарядкой.
Цена: 20-30$ зарядка, 6-10$ блок питания. B6 копия.
6) Мотор
Я взял один из проверенных моторов 5055 280kv. Искал такой на Ali – не нашел. Пришлось брать с хоббикинга.
Цена: 50$
7) Шкивы
Тут я снова полез на Ali, но там либо ничего не было, либо было крайне дорого. Поискав на родине, нашёл одну фирму, специализирующуюся на шкивах и всем с ними связанном. Там и купил шкив 14xl037, 40xl037 и к ним ремень на 56 зубьев. Один минус – расточка шкива под отверстие вышла почти в 2 раза дороже самого большого шкива – 650р. за одно отверстие. И да, берите алюминиевые. Я взял 40зубцовый шкив из стали и после того, как его забрал, меня преследовала одна мысль - « я бестолочь», т.к. он и тяжелее алюминиевого и рассверлить его сложнее.
Цена: 1000Руб.
8) Передатчик и приемник
Так как многоканальные передатчики тут не нужны, то берём один из самых простых и доступных. Один у него минус – курок нежный, как лепесток сакуры. Чтобы не слететь с доски из-за того, что слишком резко газанул, я навесил на него 2 резинки.
Цена: 32$
Как альтернатива: можно взять Wii-ciever. Но сам я его еще не тестировал, так что подробностей рассказать не могу.
9) Крепление для мотора
На этом пункте я пустился в долгие размышления в духе «до чего страну довели» и вот почему: в идеале крепление под мотор выглядит как стальная/алюминиевая пластина, приваренная к тракам. Но в своем окружении я не нашел ни одного человека, способного выполнить такое задание. Поискав в интернете, и получив ответы от некоторых фирм, озвученный ими ценник на данный вид работ заставил моё внутреннее я подавиться мацой (10.000р за пластину + сварку). Делать нечего, крепить как-то надо. В итоге я купил уголок, отрезал от него всё ненужное и оставил нужное, ну а нужное болтами и термоклеем прикрепил к тракам – получилось не очень эстетично, но зато надёжно и дёшево.
Цена: 100-150Руб.
10) Мелочи
Что нужно обязательно: 3 штуки banana plug 4mm, чтобы присоединить мотор к мозгам, 1Шт T-Plug чтобы присоединить батарею к мозгам.
Необязательно: подкладки под траки, чтобы увеличить дорожный просвет, ключ для скейтборда.
11) Синяя изолента
Она может и не пригодится в процессе сборки, но наличие синей изоленты на рабочем месте это минимум 50% успеха. Это как разбить бутылку о нос корабля. Без неё никак.
Инструменты.
Тут у меня есть два списка: для упорных и для ленивых. Я пользовался вторым.
Первый список: Ножовка (по дереву и по металлу), отвёртка, дрель, плоскогубцы, клей-пистолет, паяльник, метчик М3. Ножовку можно заменить напильником или надфилем.
Второй список: электролобзик, болгарка, дрель, шуруповёрт, гравёр или аналоги, плоскогубцы, клей-пистолет, паяльник, метчик М3.
ЧАСТЬ 2. СБОРКА
Как я уже рассказывал в первой части, деку я сделал из листа фанеры. Немного погуглив нашел трафарет, перенес размеры на заготовку ну и собственно выпилил, зашкурил, проделал отверстия под крепления траков. Затем покрыл её лаком и приклеил наждачку для лучшего сцепления.
Затем пришло время крепить мотор к тракам. В дело пошел уголок, купленный в одном из строительных магазинов. Несколько резов болгаркой и нужная деталь готова. После этого просверлил отверстия для крепления мотора. Ну и в итоге прикрепил выпиленную деталь болтами и термоклеем к тракам. Я слегка промахнулся с размерами и в итоге ремень висел слишком свободно, что не давало толком ехать, т.к. шкив моторчика просто перескакивал через зуб. Спасла дело лишняя пластина, оставшаяся от уголка.
Следующий шаг – шкивы. В маленьком нужно проделать отверстие под штифт моторчика и ещё одно под стопорный винт. В большом шкиве нужно было сделать 3 отверстия под крепление к колесу и собственно прикрепить его болтами.
Ну а теперь пришло время попаять. Припаиваем два 3 банана к 3м проводам ESC, которые подходят к мотору и T-Plug к проводам, которые идут к батарее.
Внимание! При подключении ESC к батарее будет искра. Я этого не знал и от неожиданности чуть неокирпичился.
Ну в напоследок подключаем пульт к ESC.
В настройках ESC я отключил тормоза. (Это достаточно просто и подробно это описывать не буду, т.к. всё есть в инструкции к ESC). Программатор для этого не нужен. Всё можно сделать с пульта.
Крепим это всё к доске.
Я первое время катался прикрепив всё это дело скотчем. Ничего не отвалилось.
Спустя некоторое время упаковал всю электронику в коробку, дабы добавить немного эстетики, плюс добавил кнопку ВКЛ/ВЫКЛ, перепаял все разъемы (кроме бананов)на TX60, и сделал разъём для удобной зарядки и поставил гаситель искры.
По сути всё. Можно кататься. Ну как кататься. Для начала нужен минимальный навык стояния на доске, т.е. вы должны уметь оттолкнуться и встать на доску, при этом не падая и не хватаясь руками за воздух. На то чтобы научиться держаться более- менее стабильно у меня ушло около часа. Затем можно пробовать кататься с мотором. Отталкиваетесь, встаете на доску и потихоньку подаёте газ. Не стоит сразу зажимать курок полностью – окажитесь на земле. Жмите плавно, без резких движений. На начальных этапах катания советую закрутить центральный болт(кингпин) на траках поплотнее, и научиться нормально ездить по прямой, ну а затем можно будет его ослабить, чтобы легче входить в повороты.
П.С. Если в прекрасном городе Санкт-Петербурге есть люди, способные вырезать из металла деталь и приварить её к тракам за вменяемую сумму/продовольственную корзину, напишите мне, пожалуйста, буду очень признателен. А также те, кто смог расточить шкивы и сделать в них необходимые отверстия. (elboard@bk.ru)