Самодельный динамо-фонарь

фонарь 019

Был бесхозный шаговый двигатель. Чтобы просто так он не валялся, сделал своими руками фонарь.

Донором фары послужил светодиодный фонарик, разбираем его:

фонарь 002

Из этой кучи нам нужно следующее:

фонарь 003

Теперь нужно отпилить резьбу колпачка фары от тела фонаря:

фонарь 004

Для последующего закрепления фары на корпусе самодельного фонаря в трёх точках нарезал резьбу:

фонарь 006

Корпус фонаря вырезал из крышки компьютерного блока питания:

фонарь 008

Теперь выгибаем и примеряем с шаговиком:

фонарь 009

Для закрепления шестерен редуктора к корпусу припаяны 2 болта:

фонарь 011

На винты прикручиваем посадочное место для фары:

фонарь 012

Ведущая шестерня редуктора скреплена с ручкой про помощи пайки:

фонарь 007

Устанавливаем шестерни на корпус:

фонарь 013

И ставим защиту:

фонарь 014

Создание корпуса и редуктора завершено, теперь настало время заняться электронной начинкой. Изначально за основу хотел взять нижеприведённую схему (из интернета), но после некоторых контрольных замеров значительно её упростил по следующим причинам:

— Максимальный выдаваемый движком ток лежал в пределе 130 -140 мА, а токопотребление диодной сборки было 160 — 170 мА, так что ни стабилизатор, ни токоограничивающий резистор не понадобился. Обошелся двумя диодными мостами и одним конденсатором.

— Вначале планировал установить в корпус акб от мобилки и поставить два переключателя — один на переключение заряда аккумулятора и подачи напряжения на фару, другой — включение питания фары от аккумулятора. Но с таким зарядным током (130 -140 мА) ручечку пришлось крутить бы очень долго, так что от этой затеи отказался и присоединил всё напрямую к фаре.

схема

Смонтированная схема в корпусе. Как и написано выше, имеет только запараллеленые диодные мосты и конденсатор:

фонарь 016

Прикрываем всё это дело крышечкой:

фонарь 017

Фонарь готов!

фонарь 019

Видео:

Рекомендуемые посты

32 Replies to “Самодельный динамо-фонарь”

  1. В фонаре обнаружился косяк — шестерни редуктора сделаны из разных материалов, и более твёрдая «съедает» более мягкую. Чтобы этого не произошло, шестерни должны быть сделаны из одного материала. Замену изношенной шестерне найти не удалось, по этому делал редуктор заново:

  2. Тоже давно начал делать динамо машину, и вот недавно доделал, в целом получилась довольно не плохая, со своим функциями справляется, вставил в нее вольтметр, 6к емкости, аккум с резервным питанием и usb, если кому интересно посмотреть на это чудовище, вот ссылка http://www.youtube.com/watch?v=cllmob7EtVA

    1. У редуктора передаточное число слабовато, быстро ручку крутить неудобно. Вольтметр вообще там лишний, тем более аналоговый. Присутствует много изоленты, и это не внушает доверия к конструкции в целом.

      Какой удалось получить ток?

  3. Вот такой у меня получился динамо-фонарь. Неудобство составляет в том, что две руки заняты. Ваша вторая работа динамо-фонарь типа «жучок» решает эту проблему. Будет возможность постараюсь такой сделать, так же написать статью на мозгочинах. Ссылка на демонстрационное видео тут

    1. Можно, но только не с этим шаговиком и редуктором. Почему — указано в статье. Что бы более-менее быстро зарядить какой либо девайс, выходной ток генератора в среднем должен составлять 300-400 мА а лучше 500 мА и более. А для этого нужен шаговый двигатель больших размеров.

      1. Но можно же поставить не шаговый двигатель, а полноценный генератор и плюс к нему преобразователь на 4.5 вольт и тогда будет все в порядке.
        P.S. Это просто идея по модернизации фонарика и не больше

  4. Отличный фонарь! Я почти сделал такой же. Шаговый двигатель, правда поменьше и круглый от принтера. Выпрямитель для электрогенератора сделан из 8-ми диодов КД213А (под рукой не было диодов Шоттки), конденсатор К50-24 10000 мкФ. Узел с электронной частью громоздкий, но думаю его уменьшить за счет использования диодных мостов как у вас. Ручка для вращения генератора еще не сделана, но прокручивать шестеренкой вала шаговика довольно нелегко. Прокручивая кое как шестеренку, пик напряжения на обычном светодиоде около 5 В. Корпус еще не сделан. Удручает то, что сейчас все шестеренки делают из пластика. Подумываю сделать по весне для велосипеда такой генератор, но пластиковые шестерни наверняка долго не прослужат. Видел статью, там для велосипеда вал шаговика модернизировали (разбирали шаговик на вал крепили мини-колесо) и генератор работал без шестерен.

    1. Можно обойтись и без шестерён. К ступице велосипедного колеса (или к спицам) прикрепить фанерный кружок, на который по краю надета разрезанная мягкая трубка. Шестерня движка будет напрямую прижиматься к этой трубке.

      1. Хорошая идея, но на сколько примерно хватит шагового двигателя в таком режиме работы? Для фонаря лучше не придумаешь использовать шаговый двигатель, там обороты небольшие как и продолжительность работы фонаря, но вот для использования в качества источника питания для велосипеда…

        1. Что именно ты подразумеваешь под «режим работы»? На долговечность шаговика влияет множество факторов, и отклонение их от рекомендуемых условий эксплуатации приведёт к преждевременному износу и выходу из строя.
          Но с использованием на велосипеде на первое место становятся несколько факторов, и вполне разрешимых.
          1) Нужно защитить шаговик от ударов, вызванных как и при падении во время движения, как и удары от простого падения с подножки. Для решения этой проблемы следует расположить двигатель так, чтоб он не сильно выступал за раму, либо усилить защитой.
          2) Повышенная влажность. Следует промазать стыки вала с корпусом пластичной смазкой, в идеале использовать сальники. Естественно всё это дело периодически чистить и просушивать. Остальные щели заделать герметиком. Если пренебрегать этими правилами, коррозия быстро убьёт двигатель.
          3) И наконец — большие обороты. В принципе они не страшны, если регулярно смазывать маслом втулки. Даже при малых оборотах без смазки втулки будут разбиты.
          Вторым этап по решению этой проблемы — подбор передаточного числа. Размер фанерного кружка следует подобрать таким образом, что бы при средней скорости движения обороты двигателя были не слишком малы, но и не слишком высоки.
          И самое главное — сделать так, что бы двигатель был откидным. В нужный момент двигатель из откинутого положения передвигается в положение контакта. Реализовать это просто при помощи растяжной пружины и оси, на которой двигатель будет сидеть.

          1. Спасибо большое за исчерпывающий ответ — это именно то, что я хотел спросить! Я использую батарейки, удобно, когда стоишь на одном месте и имеешь возможность обозначить себя на дороге. В качестве эксперимента ближе к весне сделаю девушке на велосипед динамо из шагового двигателя.

  5. Может глупый вопрос задам в силу своей неопытности, но не сгорят ли светодиоды, если раскрутить шаговик до такого состояния, что он начнет выдавать больше шести вольт? И не перегорят ли обмотки самого шаговика?

    Повторюсь, я в электронике пока не сильно преуспел, так что мог задать глупый вопрос.

    1. Без нагрузки на средних оборотах движок выдаёт около 10 вольт, с нагрузкой около 2,5. Чисто физически не удастся раскрутить до больших оборотов, это будет очень неудобно. Обмотки могут сгореть от большого тока, но ток, как я и писал ранее, не превышает 140 мА.

Добавить комментарий