Переменные...
Любая программа, в ходе выполнения действий оперирует различными данными. Эти данные могут быть заданы, как самим программистом (при написании кода) либо считаны с внешнего источника (датчика или внешней памяти). Для того, чтобы полученные данные записались и в дальнейшем использовались необходимо как-то их обозначить и где-то их хранить. Ведь значений может быть много, а какое именно из них нужно использовать программист задает собственноручно. Для этого и используют такого дикого зверя, как «переменную». Когда мы даём имя переменной, мы одновременно задаём название области памяти, в которой будут хранится данные, которые задаются нашей переменной.
Совет из личного опыта – давайте переменным осмысленные имена. Оно может состоять от 1 до 32 символов. Не называйте переменные – А, b или xffgdf. Через день вы уже не будете помнить, что за данные в ней хранятся. При задании имя переменной можно использовать строчные и прописные буквы, цифры и символ подчёркивания, который в Сишке считается буквой. Первым символом обязательно должна быть буква. Имя переменной не должно совпадать со служебными командами.
После того, как придумали имя своей "любимой" переменной, её нужно объявить. В начале программы (глобальные переменные) или функции (локальные переменные) приводим список используемых в ней переменных, указывая тип каждого «зверя».
Глобальная переменная может использоваться в любом месте программы, а локальная – только в функции, где она объявлена.
Два стандартных типа данных char (символьный тип) и int (целочисленный тип).
Типы переменных
Тип данных char:
- знаковый - signed char, может хранить значения в диапазоне от -128 до +127.
- беззнаковый -unsigned char, может хранить значения в диапазоне от 0 до 255.
Под переменную типа char отводится 1 байт памяти (8 бит).
Целочисленный тип int может быть short (коротким) или long (длинным).
Short или long ставится после signed или unsigned:
- signed short int (при объявлении можно просто написать int или short), от -32768 до +32767.
- unsigned short int (аналогично unsigned int или unsigned short), от 0 до 65535.
- signed long int, от -2147483648 до 2147483647;
- unsigned long int, от 0 до 4294967295.
Под каждую переменную данного типа short отводится ровно по два байта памяти (16 бит). Под каждую переменную типа long отводится 4 байта памяти (32 бита).
Переменные типа long long int, отводится 8 байт памяти (64 бита). Они могут быть знаковыми и беззнаковыми. Для знакового типа диапазон от -9223372036854775808 до 9223372036854775807, для беззнакового - от 0 до 18446744073709551615. Знаковый тип может быть объявлен, как long long.
Объявление переменных
Объявление переменной происходит следующим образом, с помощью оператора описания (оператор в СИ – команда).
Оператор описания состоит из типа и имени переменной. Можно задавать несколько имён переменных для одного типа, разделяя их запятой. В конце обязательно должна стоять точка с запятой.
Инициализация значения переменной
Переменную после объявлении можно проинициализировать (присвоить начальное значение).
То есть в переменную x при объявлении будет записано число 100.
Совет – избегайте инициализации переменных в операторе описания. Лучше это сделать в отдельной функции (если используете глобальные переменные).
Константы
Переменная любого типа может быть объявлена, как неизменяемая. Сделать это можно путем добавления const перед заданием типа переменной. Такая переменная хранит данные, которые используются «только для чтения», записать в неё новые данные невозможно.
Присваивание
Чтобы присвоить переменной какое-либо значение в Си используют "=".
Например А = 5;
Переменной А присвоено значение 5, если в А было записано любое другое значение, то оно затёрлось.
Арифметические операции
После всех вычислений переменной Z будет присвоено значение 49.
Дополнительные способы присваивания
Кроме оператора присваивания "=", в Си существует еще несколько «комбинированных» операторов присваивания.
Инкремент и декремент
Если нам нужно изменить значение переменной на 1, то используем инкремент или декремент.
Инкремент - увеличения значения переменной. Декремент - уменьшения значения переменной.
Спасибо за внимание) Продолжение следует...
Картотека программирования