Катализатор – это часть выхлопной системы, которая быстро выходит из строя. И у владельцев авто возникают вопросы: что будет, если ездить без катализатора и чем его можно заменить. Попробуем разобраться вместе.
Что такое катализатор, его функции
Каталитический нейтрализатор (кат, каталик, автокат) — элемент выхлопной системы, отвечающий за снижение токсичности выбросов. Это металлический цилиндр с двумя патрубками — входным и выходным — через которые проходят выхлопные газы.
Внутри корпуса находится специальный блок с каталитическим покрытием, способствующий химическому преобразованию вредных веществ в менее опасные соединения.
Наружный корпус, как правило, выполнен из устойчивого к коррозии стального сплава. Внутренний материал этого блока может различаться: в бюджетных моделях он изготавливается из жаропрочного металла, тогда как в дорогих вариантах применяется керамика с нанесенными на поверхность частицами благородных металлов. Именно поэтому многие автолюбители предпочитают вырезать катализатор, цена на эту услугу небольшая.
Плюсы и минусы удаления
К преимуществам удаления «автоката» можно отнести:
- Увеличение мощности двигателя (при правильной прошивке).
- Снижение расхода топлива.
- Защита мотора от повреждения (в случае разрушения катализатора).
- Удешевление обслуживания — удалить фильтр дешевле, чем установка новой детали.
Однако, есть и некоторые недостатки:
- Повышение токсичности выхлопа.
- Автомобиль не проходит техосмотр в странах с экологическими нормами.
- Появление ошибок в ЭБУ без перепрошивки или обманки.
- Увеличение шума и изменение характера выхлопа.
Узнать более подробную информацию можно здесь!
Как понять, что катализатор нуждается в замене
К типичным признакам выхода «ката» из строя относятся:
- Потеря динамики — автомобиль хуже разгоняется, особенно на высоких оборотах.
- Повышенный расход топлива — двигатель начинает потреблять больше топлива без видимых причин.
- Нестабильная работа мотора — возможны перебои в работе двигателя, особенно на холостом ходу.
- Металлический звон из выхлопной системы — может указывать на разрушение внутреннего блока нейтрализатора.
- Необычный выхлоп — сизый дым и резкий запах сероводорода (похожий на тухлые яйца) свидетельствуют о нарушении каталитических процессов.
Также, если горит «Check Engine» это может указывать на проблемы с фильтрующим элементом выхлопной системы.
Как вырезают катализатор
Для замены каталитического нейтрализатора автомобиль загоняют на подъемник, где производится предварительный осмотр участка выхлопной системы, подлежащего ремонту. Все соединения, включая болты и хомуты, обрабатываются проникающей смазкой.
Далее отключается датчик кислорода, и часть выхлопной системы демонтируется и переносится на рабочий стол. Мастер аккуратно разрезает корпус глушителя — так называемую «банку», внутри которой располагается нейтрализатор. Катализатор извлекается, а на его место устанавливается пламегаситель — элемент, компенсирующий удаленный кат, снижая шум и температуру выхлопа.
В некоторых случаях вместо пламегасителя устанавливается стронгер — прямоточная труба, полностью заменяющая корпус нейтрализатора. Выбор зависит от конструкции автомобиля и предпочтений владельца.
После этого выхлопная система собирается обратно, автомобиль опускается с подъемника. Затем с помощью диагностического сканера перепрошивается блок управления двигателем — это необходимо, чтобы отключить функции контроля катализатора и исключить ошибки по лямбда-зонду.
Если перепрошивка невозможна (например, из-за возраста или редкости модели), устанавливается механическая обманка — устройство, позволяющее обойти сигнал от удаленного катализатора.
Удаление нейтрализатора может улучшить динамику автомобиля и снизить расходы на обслуживание, однако оно приводит к повышению токсичности выхлопа, нарушению эконорм и возможным ошибкам в ЭБУ.